юлия ефремова
Формирование опыта совместной игры в конструировании
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок один что-то строит, затем играет постройками, и только в процессе развития сюжетной игры возникают совместные игры.
Первым и наиболее простым приемом может быть организация совместной игры двух детей. Например, при строительстве зоопарки или машины.
Публикация «Формирование опыта совместной игры в конструировании» размещена в разделах
Чаще всего мне приходилось видеть совместную игру со строительным материалом. Важно, чтобы детей увлек общий интересный замысел игры, чтобы инициатива одного из играющих не подавляла инициативы другого.
Я заметила ряд простых построек, в которых каждый из участников коллективной стройки имел отдельное поручение, выполнение которого должно было составить часть общей постройки, обязывало каждого ответственно выполнять свою часть работы. Каждый заготавливал нужный для данной постройки материал, совместно дети придумывали, как расположить отдельные части постройки, а затем самостоятельно выполняли каждый свою часть. Так создавался город.
В самостоятельных играх детей часто наблюдаю, как они в процессе сооружения постройки прикладывают одну деталь к другой, но, не достигая удовлетворительного результата, перестраивают все заново.
Постановка перед детьми постепенно усложняющихся задач, использование различных строительных материалов позволяют знакомить детей с их свойствами, с разными способами соединения деталей. Нельзя забывать и о том, что постройки по замыслу, являются некой инновацией для самого ребёнка, но и для меня.
В процессе игры со строительными конструкторами дети должны научиться видеть части конструкции на рисунке, находить по рисунку из альбома к конструктору аналогичные детали, располагать их в соответствии с рисунком.
Предлагая рисунок постройки, по которому дети должны были строить, говорила: «Построй такую же». Вначале я не требовала от детей воспроизведения постройки точно по рисунку и ставила это условие только по мере накопления их строительного опыта. Например, в день Космонавтики я положила на тумбочку с конструкторами схему постройки ракеты. Ею заинтересовались два друга и решили воспользоваться подсказкой. У них всё вышло довольно хорошо. Но так бывает не всегда и не со всеми детьми.
Строительство по рисунку показало, что дети успешно справляются с заданиями только в том случае, если они располагают опытом строительной игры, когда же у детей нет опыта, рисунок ими не воспроизводится. Дети рассматривают рисунок, но быстро о нем забывают и строят другое, не обращая внимания на рисунок.
Строительные игры являются таким типом игр, в которых очень велика роль детской инициативы, самодеятельности. В процессе руководства строительными играми возможно решение важных воспитательных задач: развитие детской инициативы и творчества, художественного вкуса, умения планировать свою деятельность.
В нашей группе как и во многих других группах есть много конструкторов для детского творчества.
Кроме природного материала, игр со снегом и песком, пенопласта и проволоки, пластилина, а так же строительного деревянного и мягкого крупного конструктора, КОНСТРУКТОР ИЗ МОЮЩЕЙ ГУБКИ «Строитель», крупного, среднего и мелкого «Лего», есть и конструктор из крышек, конструктор «Фермер» и магнитный конструктор, металлический конструктор.
По моему опыту строительный конструктор из различных материалов наиболее популярен у детей.
Когда я познакомила детей с такой темой как «В порту», то в НОД мы делали корабли из бумаги и сооружали плот в индивидуальной игре, но в самостоятельной деятельности дети проявили интерес к крупному конструктору, создавая корабли по своему собственному замыслу, играя в капитана и моряков. А при ознакомлении детей с севером, я предложила детям построить иглу из кусочков пенопласта, закрепляя их клеем. Так как это очень кропотливая работа, то отозвались на моё предложение девочки. Что касается другой постройки, менее сложной, то её согласился делать мальчик. Это строение было сделано из шкуры, пластилина и пластиковых палочек. Когда ознакомились с темой «Жаркие страны», то я сначала сама показала как делать пальму из старых карандашей, пластилина и гофрированной бумаги нескольким детям, а потом все дети попросили меня помочь им сделать такую пальму, чтобы создать джунгли. Затем эти постройки использовали в сюжетно-ролевых играх. По окончании игры каждый убирал взятый им материал.
Из моего опыта, могу отметить то, что детей заинтересовал магнитный конструктор, но для возведения сложных сооружений как нарисовано в инструкции, они ещё не готовы, поэтому стоит предложить простые конструкции. Они были взяты из интернета.
Магнитный конструктор представляет собой полые палочки из пластика с магнитами внутри и металлические шарики. Соединяя палочки, чередуя их с шариками, можно собирать удивительные конструкции. Магнитный конструктор очень хорошо развивает пространственное мышление и нравится всем детям. Действительно, так просто собрать основные геометрические фигуры, а затем добавить еще деталей и фигура станет объемной! А как забавно собрать фигурку и заставлять ее скользить по гладкой поверхности, поднося палочку, но не дотрагиваясь! Все эти удивительные вещи просто объяснить с точки зрения физики, а все новое и неизведанное, как известно, очень увлекает детей и их природная любознательность ведет их к новым и новым открытиям/ Когда дети познакомились с методом складывания бумаги гармошкой, то я нарезала лентами гофрированную бумагу и показала как пользоваться степлером и делать складки на ленте. Эта работа понравилась девочкам и они с интересом скрепляли степлером складки. Их работу я оформила в уголке ИЗО-деятельности. Чем они гордятся по праву.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-52638-1397476623.jpg[/IMG] Летом на участке дети сооружали то, что видели и могли повседневно посещать. Это в основном столовые и кафе. «Пекли» кондитерские изделия из песка и высохших цветов. Воздвигали из деревянного конструктора мангалы и «жарили» шашлыки. Всё крутилось у девочек по одной теме «Кулинария». Мальчики с азартом строили замки из песка и дороги с туннелями.
Строительные игры на участке могут быть чрезвычайно разнообразными. Зимой в теплые дни дети охотно лепят разные фигуры.
Снежные постройки для игры можно создавать разными способами. Можно собрать снег в большую кучу, сверху утрамбовать, затем лопатами прорубить окна и вход в дом. Можно накатать снежные шары и, сдвинув их друг с другом, слепить снегом, обтесать, положить шары поменьше сверху и таким способом возвести стены. Так можно построить дом, крепость и т. п. Постройки можно делать из снежных глыб, используя дополнительные материалы.
Девочки использовали снег опять же и для выпечки кондитерских изделий. Делали дома и кухни, лепили печки и собирали веточки в качестве дров. Эти печки они возводили из-за того, что большинство детей жили в частных домах, где есть печи.
Сооружение построек из снега и игры с постройками открывают широкие возможности для укрепления дружеских взаимоотношений, взаимопомощи.
Если честно говорить, когда сам воспитатель является творческой личностью, то и дети по его примеру будут мыслить и действовать с таким же энтузиазмом. Стоит только немного приложить к этому свои усилия и замотивировать детей.