Получи документы

Формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения

Виктория Фролова
Формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения
▼ Скачать + Заказать документы

2 слайд

В настоящее время среди наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает вопрос становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности, вовлечения детей дошкольного возраста в процесс познания родного края.

3 слайд.

Формирование основ ценностно-смысловой сферы ребенка сложный и длительный процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта.

Публикация «Формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения» размещена в разделах

Ценностно-смысловые представления у дошкольников формируются на личностном уровне и являются продуктом их непосредственных контактов с окружающим миром.

4 слайд

Перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта, сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно создание системы работы, направленной на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации по формированию :

первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве;

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

5 слайд.

Проведя педагогический мониторинг, используя такие методы как: педагогические наблюдения, анкетирование родителей, анализ детской художественно-творческой деятельности (на утренниках, народных праздниках, развлечениях, в свободных играх – драматизациях, сюжетно-ролевых играх, анализ детских рисунков, продуктов ручного художественного труда (макетирование, создание коллажей, лепка, аппликация и т. д., я пришла к выводу, что в семьях наших воспитанников наблюдается «дефицит» духовности, непонимание сущности региональной культуры. Если обратиться к цифрам, то я увидела следующую картину по результатам обработки достижений целевых ориентиров у детей 5-6 лет:

- более 35 % воспитанников на тот момент старшей группы - октябрь 2014 г., не имели четких представлений: об особенностях мира природы Ставропольского края, климатических особенностях; путались в родственных связях, не знали свой домашний адрес, название города, края; не знали достопримечательностей города; практически не были знакомы с выдающимися людьми – жителями города, района, Ставропольского края; не имели малейших представлений об истории родного города, края, символике, традициях, о духовных ценностях и нравственных идеалах русского народа.

У 45% воспитанников я увидела средние результаты;

И только 20 % детей показали высокие результаты.

6 слайд.

Изучив современные образовательные технологии: в которых постулируются самоценность, индивидуальность развития, воплощение возможностей развития ребенка, акцент сделан прежде всего на специфику дошкольного детства : пластичность, гибкость развития ребенка

7 слайд – 8 слайд

В отобранных для будущей моей деятельности технологиях предлагаемые конспекты НОД связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. А главное в их основу положены идеи гуманного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

9 слайд.

Следовательно была определена цель моей работы, а именно формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения.

Исходя из вышеуказанной цели были обозначены задачи работы с детьми в данном направлении:

- способствовать формированию у детей элементарных представлений об истории родного края, города, его традициях, культуре;

- развивать у детей интерес к познанию природы и культуры родного края;

- формирование ценностного отношения к природе малой родины, её красоте, чувства уважения к старшим, родителям.

10 слайд.

Обобщив передовой педагогический опыт, я разработала КОМПЛЕКСНОЕ ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.

В план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, я включила следующие формы организации работы :

организованную образовательную деятельность;

культурно-досуговую деятельность;

целевые прогулки по улицам, носящим имена героев, экскурсии к памятным местам;

чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей; посещение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему нашего города, края. Темы повторяются в старшей и подготовительной группах, изменяется только объём познавательного материала и сложность, а, следовательно, и длительность изучения. Оснастила развивающую предметно-пространственную среду группы.

11 слайд.

Реализация содержания программного материала осуществляется по принципу расширения представлений ребенка 5-6 лет о себе, семье, микро- и мезосоциуме.

Для детей 6-7 лет включает в себя задачи формирования и расширения представлений ребенка о себе, семье, микро-, мезо- и макросоциуме. Под микросоциумом мы понимаем понятия: «Я», «Я и моя семья», «Мой дом». Под мезосоциумом понимается: «Мой двор», «Мой детский сад», «Мой микрорайон», «Природа вокруг меня», устанавливается взаимосвязь между объектами микро- и мезосоциумом, определение собственной социальной роли и социальной позиции). Под макросоциумом понимается: «Мой город», «Мой родной край», «Моя страна», «Природа родного края», «Промыслы родного края».

12 слайд.

Непосредственная реализация разработанного плана работы с детьми, основанного на принципах гуманной педагогики, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, подразумевает активную включённость взрослых и инициативность детей. При этом я соблюдаю «золотые правила» : быть рядом, не спешить отвечать, учить анализировать, обращаться к общественному опыту, стимулировать детскую активность, дарить радость творчества.

Прежде всего это проведение НОД с включением в нее просмотра видеофильмов, виртуальных экскурсий по Ставропольскому краю с помощью мультимедийных средств.

13 слайд

На данном слайде вашему вниманию представлена экскурсия в Парк культуры и отдыха им. Гайдара

14 слайд

Здесь представлена целевая экскурсия в преддверии праздника Светлой Пасхи к Златоглавому храму Святителя Николая Чудотворца. г. Светлоград, проходила по улицам города ___

15 слайд

Одним из направлений нашей совместной работы, является посещение тематических выставок в Петровской центральной библиотеке по истории становления и развития Петровского района и города Светлограда.

16 слайд

Посещая Историко-краеведческий музей им. Солодилова, мои воспитанники постоянно открывают для себя нечто новое, доброе.

17 слайд

Практикую в своей работе мини-блиц-опросы, с применением ИКТ. Например закрепление представлений у детей об установлении взаимосвязи между объектами микро- и мезосоциума, определение собственной социальной роли и социальной позиции.

18 слайд

Дети моей группы, теперь уже подготовительной к школе, отлично ориентируются по физической карте Ставропольского края, определяя местоположение родного города по гербу, по надписи, 80 % группы читающие дети.

19 слайд

Не менее интересно проходят блиц опросы и о макросоциоме. Дети рассказывают об истории края, символике, традициях. Речь детей, эмоции говорят о сформированности у них духовных ценностях и нравственных идеалах: любовь к Родине, семье, уважение к труду, милосердие, честность, добро и зло.

20 слайд.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы идет через:

- оформление и пополнение патриотических уголков с российской символикой, символикой родного края и города;

21 слайд

- через оформление музыкально-театрализованных уголков с народными костюмами, инструментами и различными видами театров по сказкам;

- 22 слайд

- мини-музеи с разнообразными экспонатами, фотографиями, макетами, иллюстративным материалом, повышающими интерес к знакомству с родным краем;

23 слайд

- настольно-дидактические игры, такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи».

24 слайд.

Произведения детских писателей Ставрополья –Пухальской, В. Н. Милославской, Л. Ф. Шубной наполнены вечными вопросами добра и зла, милосердия и сострадания, совести и чести. В разговоре с детьми авторы всегда задают высокий тон общения, которому присущ лирический настрой и доверительная интонация, на которую охотно откликаются и юные сердца, и, умудренные опытом наставники.

24 слайд.

Хотелось бы, уважаемые коллеги, прочесть несколько строк дагестанской писательницы Алиевой Фазу о Светлограде

Светись — и становись из года в год

Счастливых судеб плодоносным садом,

И докажи: не зря тебя народ Назвал так прозорливо — СВЕТЛОГРАДОМ!

25 слайд

Знакомство детей с творчеством писателей и поэтов Ставрополья проходит параллельно со знакомством творчества художников.

26 слайд.

ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации моего опыта работы.

Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения, и прежде всего это близкие люди: родители, бабушки, дедушки. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Я помогаю дошкольникам понять это новое положение, поддерживаю в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызываю у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, стараюсь совместно с родителями и другими старшими членами семей воспитанников, обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Совместно с родителями, педагогом-психологом ДОУ создаем ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставим перед ними все более сложные задачи, развивая их волю, поддерживая желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливая на поиск новых, творческих решений: проведение различных конкурсов и выставок, творческих гостиных, совместных походов и экскурсий.

27 слайд.

Не маловажным фактором успешности моей деятельности является сотрудничество с педагогами ДОУ; повышение их интереса к формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольников в целом.

28 слайд

Для того чтобы определить эффективность педагогической работы по формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника посредством ознакомления с элементами краеведения, был проведен мониторинг результативности данного опыта работы по целевым ориентирам освоения детьми 6-7 лет.

В результате обработки достижений целевых ориентиров детьми 6-7 лет (17 детей) в апреле 2016 года были получены следующие данные:

- 85 % детей показали высокие результаты;

15% - средние результаты;

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная систематическая педагогическая работа по формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника посредством ознакомления с элементами краеведения воспитует в детях любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения родным краем, его природой, культурой, земляками. Закладываются основы гражданственности и патриотизма, при соблюдении основных условий (прописанных в ФГОС ДО, а именно: свободный выбор детьми деятельности, принятие детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Родители охотно стали участниками образовательного процесса: им было предложено участие в развлечениях, в создании развивающей предметно-пространственной среды. Тесное взаимодействие с родителями в этом направлении позволило донести до них важность формирования у детей первичных представлений об отечественных традициях и праздниках и способствовало повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Публикации по теме:

Формирование интереса к духовному наследию русского народа у дошкольников посредством ознакомления с традициями Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним.

Формирование основ безопасности у старших дошкольников. Мастер-класс для педагогов 1 слайд Добрый день,уважаемое жюри и уважаемые коллеги! Я представляю город Козьмодемьянск. 2 слайд Зовут меня Кудряшова Наталья Александровна.

Формирование у дошкольников первичных навыков экологической культуры посредством ознакомления с дикорастущими первоцветами В настоящее время, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры.

Формирование временных представлений у старших дошкольников посредством художественных образов Формирование временных представлений у старших дошкольников через художественные образы. Математика - наука точная, требующая сосредоточенности,.

Из опыта работы «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем» Из опыта работы. «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем. Тема моего опыта «Воспитание.

Консультация психолога «Формирование основ ЗОЖ у старших дошкольников: стрессоры. Эффективные способы управления стрессом» Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания,.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством сказок» ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВОМ СКАЗОК» Разработала:.

Познавательно-проектная деятельность старших дошкольников посредством ознакомления с экологией «Огород на подоконнике»Познавательно-проектная деятельность старших дошкольников посредством ознакомления с экологией «Огород на подоконнике» Исполнитель: воспитатель МАДОУ №1 Беляева Ольга Юрьевна Кемерово 2016 Паспорт проекта Тип проекта: познавательный. Сроки реализации: краткосрочный.

Самообразование «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой» Тема: «Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников посредством ознакомления со сказкой». Пояснительная записка. «…Вечером.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников Здоровый образ жизни представляет собой формирование физической, социальной и духовной жизнедеятельности индивида, обеспечивающее ее правильное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения
Опубликовано: 29 марта 2017 в 15:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников посредством ознакомления с элементами краеведения» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Фролова (УИ 606446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД