Кузнецова Анна Николаевна
Формирование основ гуманизма и гуманных взаимоотношений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
I.Методы формирования представлений, суждений,оценок
1) Этические беседы
Цель: сформировать нравственные мотивы поведения, помочь разобраться в сущности нравственных понятий, моральных правил, научить правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, гуманно относиться к человеку, к родителям, к живой и неживой природе.
Темы бесед:
-"Будьте всегда вежливыми";
-"Мальчики-будущие мужчины";
-"Девочки-маленькие хозяюшки";
-"Животные -наши друзья".
Публикация «Формирование основ гуманизма и гуманных взаимоотношений у дошкольников» размещена в разделах
2)Чтение и обсуждение художественной литературы
Цель: раскрыть переживания героев, последствия их поступков, связанные с ними чувства, сформировать представление о нравственном поведении через поведение персонажей героев произведения, воспитать у детей внимательное гуманное отношение к другим людям, к природе.
Художественные произведения: С. Я. Маршак "Ежели вы вежливы"; А. В. Сухомлинского "Как зайчик грелся при луне"; Б. Житкова "На льдине"; Л. Н. Толстого "Два товарища".
3) Просмотр видеоматериала и телепередача
Цель: сформировать нравственное и гуманное отношение, оценить поступки героев.
Телепередача "Рассказы о животных" И. Затевахина - воспитание гуманного отношения к животным и их детенышам.
Мультфильмы: "Маша и медведь", "В стране невыученных уроков", "Кот Леопольд"- пример отрицательного поведения, как не надо себя вести.
"Каникулы в Простоквашино" - показано гуманное отношение к животным.
4) Пример взрослого (близкого взрослого,воспитателя)
Цель: сформировать нравственные мотивы поведения, научить правильно оценивать поступки других, гуманно относиться к человеку, к родителям, к живой и неживой природе.
Пример:
-Кормушки для птиц; клумбы с цветами;
-обработка весной стволов деревьев;
-помощь маме по дому на примере старшей сестры;
- желание быть вежливым, добрым и отзывчивым, как воспитатель.
5) Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций
Цель: учить детей делать правильный выбор, уметь оценивать правильность и неправильность поступков.
-Картина "Нечаянная оплошность". На картине изображен испуганный мальчик с разбитой чашей на полу. Одна из девочек собирает осколки в совок, как бы утешая мальчика, а вторая ведет воспитателя, на лице которого тоже сочувствие горю. Два мальчика смеются.
Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться эмоциональной отзывчивости детей "герою", понимания детьми его эмоционального состояния. Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребенку в трудной ситуации.
-Иллюстрация "Кошка с котятами". На картинке изображена мама кошка с котятами. Перед ними стоит миска с молоком, некоторые котята играют с клубком ниток.
Задача воспитателя научить гуманному отношению к животным, показать нравственное отношение мамы-кошки к котятам.
6. Пословицы и поговорки
Цель: формирование нравственных и гуманных отношений через народную мудрость.
-"Правда дороже золота"
-"Терпение и труд все перетрут"
-"Мир не без добрых людей"
-"За добро добром платят".
7. Придумывание конца рассказа начатого воспитателем
Цель: воспитывать чувство сострадания, переживания другим людям, учить детей предлагать свои варианты решения той или иной ситуации.
-Мама стирала белье, а Даша играла рядом. "Помоги мне развесить белье"- попросила мама.
Вопрос воспитателя: Что ответит и как поступит Даша? И почему?
- Дети катаются на горке. Они весело смеются. Вдруг один упал и ударился.
Вопрос воспитателя: Что чувствует мальчик? Как нужно поступить детям? Помогут ли дети мальчику?
8. Театр "Петрушки" (любая кукла)
Цель: показать различные жизненные ситуации и учить оценивать различные поступки.
-Петрушка гулял с друзьями и швырнул котенка сидящего на дороге - уметь видеть отрицательный поступок.
- Даша помогла бабушке перейти через дорогу - уважительное отношение к старшим.
-Саша увидел, как старший брат отнял игрушку и младшего- уметь оценить поступок героя и показать свои действие и отношение к нему.
II.Методы формирования опыта.
1. Метод приучения.
Цель: побуждать ребенка поступать в соответствии с нормами
и правилами.
- Приучать здороваться и благодарить
- Уступи место в транспорте
- Помощь младшему в одевании на улицу
- Когда приходим в новое место, то следует вести себя в соответствии с
установленными там правилами.
2. Упражнения.
Цель: упражнять ребенка поступать в соответствии с нормами и правилами.
-При появлении взрослого в группе, все дети здороваются.
- Ежедневный уход за растениями (поливка, прополка, протирка листьев)
3. Поручения
Цель: побуждать ребенка поступать в соответствии с нормами и правилами,
формировать опыт правильного поведения.
- Саша помоги Тане завязать шарф, застегнуть куртку.
- Таня помоги помощнику воспитателя разложить ложки (убрать со стола).
- Соня помоги мне собрать оставшийся материал после занятия.
4. Традиции и праздники в группе
Праздники: «День матери», «День пожилого человека».
Традиции: «День добрых дел», «Помоги птицам», «Напиши письмо
заболевшему другу», традиции дома.
5. Введение правил в жизнь группы.
Цель: формировать у детей опыт правильного взаимоотношения со
взрослыми, сверстниками, заботливое отношение к малышам, бережное
отношение к окружающим предметам.
- Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми
-Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор
-С уважением относись к труду и отдыху старших
- Люби природу, заботься о животных
Никого не обижай ни словом, ни поступком. Заботься о младших, помогай
им. Защищай слабых.
6. Дидактические игры.
Цель: продолжать формировать опыт правильного поведения.
Игра с картинками «Хорошо- плохо».
Хорошо:
-мальчик поливает дерево
- девочки весело играют
- ребенок кормит свою собаку
- мальчик уступил место в автобусе
бабушке
Плохо:
-мальчик ломает ветки дерева
-разбросали игрушки
- в автобусе мальчик отвернулся от
бабушки к окну и продолжает
сидеть
7. Театр детей
Цель: через выполнение ролей формировать у детей опыт правильного
поведения.
-Сказка «Кот, петух и лиса»- помощь товарищу
-Сказка «Теремок»- учит как вести себя с бездомным
-Рассказы В. Осеевой
8. Сюжетно- ролевые игры.
Цель: через выполнение ролей в игре формировать у детей опыт правильного
поведения.
- игра «Семья»
- игра «Поликлинника»
- игра «Зоопарк»
- игра «Ветлечебница»
Универсальные методы.
Решение проблем этических задач.
Цель I группы методов: понять смысл ситуации
и учить как нужно
правильно действовать в той или иной ситуации.
Цель II группы методов: выяснить как ребенок понимает смысл ситуации,
закрепить навыки гуманного отношения к людям в различных ситуациях.
-Как бы ты поступил если бы старший мальчик обидел твоего друга?
-Как бы ты поступил если бы незнакомая девочка поделилась с тобой
конфетой?
-Дедушка потерял очки. Твои действия?
-Как бы ты поступил если бы увидел на улице промокшего под дождем
щенка?
-Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет т. к. по дороге мама
не купила ему Чупа- Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя?
Воспитатель дает возможность детям самим найти выход из ситуации.
Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с нуждающимся в
помощи человеком
III Стимулирование и оценка.
Цель: поощрять и одобрять добрые поступки детей, объяснять ребенку
ситуацию если он поступает неправильно.
- Молодец Оля, пришла и поздоровалась со всеми.
- Молодец Юра, уступил место девочке.
- Юля, почему ты прошла мимо плачущей Маши?Ведь она просила помочь застегнуть ей молнию. Вернись пожалуйста и помоги ей.
-Петя, ты обидел Катю. Попроси у нее прощения и пообещай что больше
так не будешь делать.
IV. Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Цель: способствовать правильности выполнения поступка, предупреждать
ошибки в поведении, учить ребенка контролировать самого себя, уметь
находить ошибки во взаимоотношении детей и взрослых.
-Увидя назревающий конфликт между детьми, воспитатель обращается
к ним: «Я думаю, что вам не надо напоминать о правилах, как
поступают настоящие друзья»
-Выйдя на прогулку, дети стали ломать ветки деревьев, рвать листья.
Воспитатель напоминает: «Давайте вспомним правила поведения на
природе». Саша подумай, что ты делаешь неверно? И почему? А
почему Лена поступает не хорошо когда срывает листья?