елена рябоконь
Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении ряда лет я работаю в детском саду комбинированного вида, который посещают дети физиологически здоровые и дети с нарушениями зрения. И больше 20 лет у нас создан оркестр детских музыкальных инструментов с теплым названием «Солнышко».
Хочу поделится с коллегами своими наработками.
Публикация «Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры, развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможности каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности –ведущие задачи моей деятельности.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.
Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому, что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя, дети открывают для себя мир музыкальных звуков. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем детском саду уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.
Работа проводится организованно и последовательно, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Мною разработан проект поэтапного обучения игре на детских музыкальных инструментах.
С младшей группы я включаю в занятие различные шумовые инструменты : колокольчики, хохломские ложки, погремушки и т. д. Учу детей «играть» музыкальными молоточками сначала на ладошках, а потом на колокольчиках, металлофонах, ксилофонах. Постепенно начиная со средней группы, ввожу разнообразные звуковысотные инструменты, детские гусли, арфы, ксилофоны, пианино. Игра в оркестре не только развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения рук, но и является хорошим коррекционным упражнением для глаз.
Считаю, что при организации детского оркестра важно следовать определенным правилам. Дети должны хорошо видеть музыкального руклвлдителя, должны удобно стоять, не мешая друг другу. От расположения участников зависит качество звучания оркестра: стоять при выступлении дети должны так же, как и во время репетиции. Детей располагаю таким образом: справа – низкие музыкальные инструмента, слева –высокозвучащие, а ударные размещаю сзади в свободном порядке.
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий : индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре всех партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она дает положительные результаты, если занятие правильно организовано.
Свою работу по обучению игре на детских музыкальных инструментах осуществляю в 4 этапа:
• знакомлю детей с детскими музыкальными инструментами, накапливая слушательский опыт:
• разучиваю первоначальные упражнения с использованием фланелеграфа, карточек, учитывая возрастные особенности и способности детей (данные упражнения использую в целях правильной постановки рук, осанки, для совершенствования игры на инструментах;
• осваиваю игру в ансамбле, оркестре, учу исполнять произведения, начиная от 3-х до 12 инструментов, для формирования навыков игры в оркестре;
• предлагаю творческие задания для развития музыкальных способностей, для этого создаю проблемные ситуации для развития внимания, побуждая детей к самостоятельным действиям.
В работе с оркестром с готовыми инструментовками, опубликованными в детских сборниках разработала свои, разнообразные по жанру, стилю и сложности («Вальс» И. Штраус, «Полька» С. Рахманинов, «Вальс –шутка» Д. Шостакович, «Итальянская полька» С. Рахманинов)
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. А совместная игра в оркестре с родителями, педагогами значительно обогащает внутренний мир ребенка. Дети учатся слушать и оценивать не только свою игру, но и игру других участников.
Наш оркестр звучит на утренниках, на днях рождения детей, развлечениях, родительских собраниях, «Веселых нотках», проводимых на уровне города, а если на празднике выступает оркестр сотрудников детского сада радости детей безгранична.
Репертуар нашего оркестра постоянно обновляется. В его исполнении звучат: «Калинка» (р. н. мелодия, «Полька» муз. М. Дунаевского, «Цыганочка», «Вальс» муз. И. Штрауса, «Турецкий марш» муз. В. Моцарта, и многие другие.
Дети, которые поступили в музыкальную школу, успешно там учатся, учителя отмечают хорошую музыкальную подготовку.
За годы любимой работы накопился богатый опыт по обучению детей музыке, но нет предела совершенству, и я продолжаю искать новые пути обучения дошкольников, в том числе и игре на детских музыкальных инструментах.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. «Детский оркестр», М., Музыка, 1976, 99с.
2. Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», М., 1990, 106 с.
3. Радынова О. Л., Катинене А. И. «Музыкальное воспитание дошкольников», М, Академия 2000 г., 117 с.