Каргина Наталья
Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1] и к условиям ее реализации [2] пересматриваются некоторые устоявшиеся в теории и практике дошкольного образования целевые установки, задачи, формы и методы работы с детьми.
Цель дошкольного образования, обозначенная в этих документах, – формирование общей культуры детей – достигается разносторонним развитием, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по выделенным направлениям – физическому, социально-личностному, позна вательно-речевому и художественно-эстетическому.
Публикация «Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Выделены характеристики «социального портрета ребенка», которые диагностируются в процессе проведения заключительного мониторинга: физически развитый; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения); способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы); имеет первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе; овладел универсальными предпосылками учебной деятельности; овладел необходимыми умениями и навыками.
В программе «Музыкальные шедевры», цель которой – формирование музыкальной и общей культуры детей, предполагается двухстороннее взаимодействие содержательных и целевых установок во всех областях воспитательно-образовательного процесса.
Задачи музыкального развития детей тесно связаны с задачами личностного становления, вносят свой вклад в формирование общей культуры детей. Это можно проследить в сопоставлении задач программы и их реализации в диагностике названных личностных качеств.
Задачи программы:
развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, имеющими подлинную художественную ценность, с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребенка;
накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки;
вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;
развивать музыкальное мышление и общие интеллектуальные способности детей (осознание эмоцио нально-образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, развитие «словаря эмоций», первоначальных суждений о музыке);
развивать творческое воображение, проявления творческой активности и самостоятельности;
побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности, формируя необходимые для этого умения и навыки музыкальной деятельности (слушание, музыкально-ритмич еские движения, игра на музыкальных инструментах, пение) и художественной деятельности (образная речь, рисование, пластика, инсценировка, театр);
расширять знания и представления детей о музыке;
формировать эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты (основы музыкально-эстетического сознания);
побуждать к оценке музыкальных впечатлений, поддерживать проявления эмоционально-оценочного отн ошения к музыке;
воспитывать духовно-нравственные качества детей, культуру поведения средствами музыкально-эстет ической деятельности.
Эти общие задачи едины для всех возрастных групп. Возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны.
Успешное решение этих задач музыкального развития детей способствует не только развитию ценностных представлений о красоте в искусстве и в жизни, обеспечивающих преемственность в формировании культуры детей на других ступенях образовательной системы, но и становлению предпосылок учебной деятельности, успешному формированию «Социального портрета ребенка».
Программа представляет собой инновационную модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников, с применением гибких, вариативных методов и форм, с опорой на игровую деятельность в работе с детьми, с учетом индивидуальных особенностей, интересов и возможностей воспитанников.
Она опирается на научные принципы ее построения – взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентацио нной, творческой деятельности и общения в процессе освоения и присвоения детьми культурных ценностей (М. С. Каган).
Программа соответствует принципу развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития (Л. С. Выготский, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости с возможностями реализации ее в массовой практике дошкольного образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к эмоциональному, интеллектуальному, творческому развитию детей дошкольного возраста; формированию основ их музыкальной и общей культуры.
При разработке программы учитывались принципы гуманизации (признание возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение со стороны всех участников образовательного процесса; учет склонностей, интересов и способностей, обеспечение условий для развития творчества детей, создания условий для проявлений творчества у педагогов, применение репертуара, ценностного по своему художественному уровню и доступного возрастным возможностям детей).
Принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении предусматривает установление партнерских отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей.
Принципы непрерывности и системности образования направлены в программе на установление преемственности дошкольного образования и школы как в постановке единых целей формирования общей культуры ребенка, так и в содержании (включающем в себя подлинные культурные ценности своего народа и мировые достижения художественной культуры).
Программа основывается на принципе тематизма в подборе репертуара по нескольким тематическим блокам – коллекциям музыкальных произведений, подобранным по темам – «Настроения, чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки», что позволяет легко ориентироваться в выборе нужных произведений.
Этот принцип сочетается с принципом контрастных сопоставлений произведений. Контрастность произведений и типов сравнений должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая «зону ближайшего развития». Такие сопоставления способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, деятельности экспериментирования (передать разный характер музыки в движениях, рисовании, образной речи).
Еще один принцип программы – концентрический, или принцип цикличности (повторяемость тем во всех возрастных группах) позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает к обобщениям, фиксации оценок. Принцип интеграции разных видов музыкальной и художественной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки – один из новых в разработанной технологии. Слушание предполагает выявление отношения детей к музыке, проявление личностного смысла, побуждение к творческой эстетической активности. Соотнося данные слухового, коммуникативного, речевого, двигательного опыта, ребенок глубже постигает выразительность языка музыки и других искусств.
Принцип адаптивности программы предполагает проявление творчества педагога, гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Содержание программы включает ценностные образцы музыкальной культуры (музыка композиторов разных эпох и фольклор, доступные детям разного возраста по эмоциональному опыту и продолжительности звучания.
Разработанная автором концепция формирования основ музыкальной и общей культуры обосновывает важность накопления уже в раннем и младшем дошкольном возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.
Рекомендуемые в программе методы формирования основ музыкальной культуры :
метод контрастных сопоставлений (с постепенным усложнением);
метод уподобления характеру музыки (словесное, моторно-двигательное, темброво-интонационное, цветовое, тактильное, мимическое, интонационное, полихудожественное и др.).
Формы организации деятельности основаны на игре (тематические и сюжетные занятия, музыкальные игрысказки, праздничные утренники, познавательные развлечения и др.).
Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Как известно, содержанием музыки являются «чувства, эмоции, настроения» [3, c. 6].
Развитие эмоциональной сферы ребенка имеет огромное воздействие на общее его развитие.
Музыкальная деятельность, основанная на шедеврах музыкального искусства, отобранных временем, вносит свой «вклад» в развитие общей культуры детей. Проследим это на диагностике формирования интегративных качеств личности детей.
1. Интегративное личностное качество: физически развитый.
Эмоциональная отзывчивость детей на музыку окрашивает их движения эмоциями, способствует увлеченности этой деятельностью, формированию культуры движений. Пение способствует выработке правильной осанки, вентиляции легких, исправлению дефектов речи. Музыкальное сопровождение движений в режимные моменты рождает хорошее настроение, радует, успокаивает.
Показатели диагностики:
увлеченность ребенка движениями под музыку;
качество согласованности с музыкой;
качество самих движений – их четкость, амплитуда, координация, выразительность; точность выполнения двигательных действий под музыку;
осознанность выполнения движений.
2. Интегративное личностное качество: любознательный, активный.
Привлекательная для детей музыкальная деятельность, знания о музыке (композиторах, инструментах, преподнесенные в интересной форме (викторины, конкурсы) способствуют воспитанию любознательности. Показатели диагностики:
ребенок задает вопросы;
охотно отвечает на вопросы;
проявляет желание участвовать в разных видах музыкально-художественной деятельности;
проявляет активность в поиске самостоятельных и творческих способов действий.
3. Интегративное личностное качество: эмоционально отзывчивый.
Эстетические чувства закрепляются в виде нравствен но-эстетических представлений, отражающихся на поведении детей. Различение смены настроений в музыке помогает развитию представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни.
Показатели диагностики:
проявляет чувство сопереживания литературным героям;
оценивает положительные и отрицательные качества персонажей музыкальных сказок;
откликается на эмоции сверстников – сопереживает огорчениям, предлагает помощь, утешает.
4. Интегративное личностное качество: овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения).
Совместная музыкально-художествнная деятельность объединяет детей и взрослых, сплачивает, развивает представления о красоте, в том числе и о красоте в общении людей.
Показатели диагностики:
Коммуникативные умения:
выслушать собеседника,
проявить терпимость в конфликтных ситуациях;
вежливость;
гендерные проявления (приглашение на танец).
5. Интегративное личностное качество: способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
На музыкальных занятиях воспитывается культура поведения на основе ценностных представлений о красоте музыки, внутреннего мира человека.
Показатели диагностики:
культура слушания музыки – внимание, выдержка; слушает партнера, вовремя вступает, играя в оркестре;
соблюдает правила в совместных играх.
6. Интегративное личностное качество: способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).
На музыкальных занятиях развивается образность, метафоричность речи детей, «словарь эмоций», творческое воображение, мышление. Например, при определении трехчастной формы произведения работают и развиваются такие механизмы мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Показатели диагностики:
определяет смену настроений в произведении, форму;
выделяет ведущие выразительные средства и связывает их с образом;
сопоставляет образы разных видов искусств;
способен к проявлениям творчества по предварительному замыслу;
способен к оценочной деятельности;
проявляет творческую активность в играх.
7. Интегративное личностное качество: имеет первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, мире и природе.
В силу эмоциональной окрашенности музыкальных образов природы, семьи, родной страны эти представления развиваются как эмоционально-оценочные, ценностные.
Показатели диагностики:
понимает, что музыка рассказывает о красоте природы, человека – о его чувствах, обычаях;
понимает, что художественные образы (в том числе – образы природы, семьи, родной страны) вызывают у человека чувства радости, восхищения, нежности, любви – те чувства, которые человек испытывает к родному и близкому.
8. Интегративное личностное качество: овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Развитие музыкального восприятия – это процесс обучения детей слушать и слышать, рассуждать, сравнивать, обобщать, творить на фоне возникновения эмоций, положительного отношения к познавательной деятельности.
Показатели диагностики:
сосредоточенность внимания, точность выполнения заданий (остановиться с окончанием фразы, ритмично встряхивать погремушку, менять характер движений в соответствии со сменой характера музыки и др.);
желание действовать, увлеченность в выполнении познавательных задач.
9. Интегративное личностное качество: овладевший необходимыми умениями и навыками.
В процессе музыкально-художественной деятельности развиваются музыкальные и творческие способности, навыки и умения, формируются основы музыкальной и общей культуры – эстетические эмоции, интересы, вкусы, представления о красоте, решается задача приобщения к искусству.
Показатели диагностики:
наличие любимых произведений (музыкальная классика, народная музыка, любимых композиторов;
эмоциональная отзывчивость на музыку;
исполнительская культура (исполнительские навыки, ценностное отношение к музыке, нравственноэстетические представления);
культура восприятия (увлеченность, ценностное отношение к музыке, нравственно-эстетические представления).
Основы музыкальной культуры формируются, начиная с раннего детства. Для формирования основ музыкальной культуры у детей необходимо, чтобы они прежде всего услышали произведения из фонда культурных ценностей (накопили опыт их восприятия) и эмоционально отзывались, сопереживали выраженному в музыке содержанию.