Лучший педагог года

Формирование основных видов движений ребенка 3–5 лет средствами подвижной игры в условиях ДОУ

Юлия Леньшина
Формирование основных видов движений ребенка 3–5 лет средствами подвижной игры в условиях ДОУ

Активизация физической активности дошкольников в образовательном учреждении осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Публикация «Формирование основных видов движений ребенка 3–5 лет средствами подвижной игры в условиях ДОУ» размещена в разделах

Весьма важное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах, а для младших дошкольников они являются жизненной потребностью. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Известные русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Основоположник российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни и отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

По мнению П. Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. В подвижной игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

В. В. Гориневский писал о подвижной игре как средстве формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности.

Идея внедрения подвижных игр в практику работы учреждений дошкольного образования получила развитие в работах Е. А. Аркина, А. В. Кенеман. Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел значение игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.

Основываясь на теоретических и практических положениях можно сделать вывод: Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных навыков. Они же в огромной степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При целенаправленном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Включение подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем использования методических особенностей игры в любые физические упражнения. Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче.

Основной педагогической идеей моей работы является утверждение о том, что систематическое применение разнообразных подвижных игр в организованной и самостоятельной деятельности создает полноценные условия для активной двигательной деятельности и способствует формированию основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста.

Цель педагогической деятельности:

Формировать основные виды движений у детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет через подвижные игры и игровые упражнения.

Задачи:

Способствовать формированию двигательных умений и навыков, обогащать двигательный опыт детей;

Развивать силу, выносливость, ловкость, координацию, быстроту, сообразительность;

Активизировать овладение подвижными играми с правилами;

Учить детей действовать в игре согласованно, подчиняя свои желания общим требованиям и правилам игры;

Формировать умение правильно пользоваться атрибутами игры, игрушками и пособиями, выполняя с ними разнообразные двигательные задания;

Развивать у детей интерес и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, подвижных играх;

Способствовать становлению нравственно-волевых качеств: дисциплинированности, настойчивости, целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой, чувство радости, обогащать эмоциональное состояние детей.

Для решения поставленных задач я использовала распространенные подборки подвижных игр, а также разработала некоторые авторские подвижные игры на основе литературных знакомых детям произведений. Также было изготовлено многофункциональное дидактическое пособие «Карусель» и разработаны варианты его практического использования для организации подвижных игр. Каждая из подвижных игр решает задачи формирования основных видов движений – ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания как отдельно, так и в комплексе.

Помимо подбора, разработки и использования подвижных игр в непосредственной работе с детьми разновозрастной группы проводится консультативно-просветительская работа с родителями посредством размещения консультативных материалов в родительском уголке и на моем профессиональном сайте. Размещаются материалы, раскрывающие особенности формирования основных видов движений в детском возрасте, полезные рекомендации по организации совместных подвижных игр с ребенком в условиях дома и улицы с учетом времени года.

Оценка эффективности педагогической деятельности по формированию основных видов движений посредством подвижной игры проводилась путем наблюдения с фиксацией результатов по следующим критериям, адаптированным на основе методических рекомендаций Т. А. Тарасовой «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» :

Ребенок легко удерживает равновесие при ходьбе и беге, правильную осанку.

• При ходьбе и беге не наталкивается друг на друга, движения рук и ног согласованны.

• Может поменять направление движения в соответствии с указанием педагога.

• Может подпрыгивать на двух ногах.

• Может прыгать вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

• Действует с мячом – берет, переносит, бросает, катает, держит.

• Выражает желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием и несложными движениями.

В результате проделанной работы у детей:

• Обогатились двигательные навыки;

• Улучшилась техника выполнения основных видов движений – бега, ходьбы, прыжков, метания/бросания;

Движения детей стали более скоординированными, увеличилась скорость движений, сила и ловкость;

• Выросла активность в различных видах двигательной деятельности;

• Дети проявляют интерес и положительный настрой к физическим упражнениям и подвижным играм.

Таким образом можно сделать вывод о том, что применение разнообразных подвижных игр в организованной и самостоятельной деятельности создает благоприятные условия для активной двигательной деятельности и способствует формированию основных видов движений у детей 3-5 лет.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Игры-этюды на выражение движений и основных эмоцийИгры-этюды на выражение движений и основных эмоций «Усталость» Вова весь день помогал бабушке в огороде. Они пололи и поливали. И вот, когда все дела были сделаны, Вова почувствовал, как.

Консультация для родителей «Организация и проведение квест-игры для ребенка в домашних условиях»Консультация для родителей «Организация и проведение квест-игры для ребенка в домашних условиях» Ни для кого из моих коллег и родителей моих воспитанников не секрет, что моё увлечение - организация квест-игр различной направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основных видов движений ребенка 3–5 лет средствами подвижной игры в условиях ДОУ
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 20:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД