Папки-передвижки

Проект «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых»

Оксана Бокань
Проект «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых»

Научно-исследовательская работа на тему:

Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых

Автор: в-ль Бокань О. А. МБДОУ №30 «Улыбка»

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности.

Публикация «Проект „Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых“» размещена в разделах

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе.

Дошкольный возраст – самоценный этап развития экологической культуры личности, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению. Именно в дошкольный период происходит формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, сопки и леса, животных и птиц, как мы любим саму жизнь.

Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Поэтому знакомство со средой обитания рыб лососевых пород Сахалина позволит на примере близком каждому ребенку, живущему на нашем острове, понять и осознать важность бережного отношения к природе родного края.

Тема работы – формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.

Цель работы – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие формирование осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.

3. Определить эффективность разработанных педагогических условий в процессе формирования осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых.

Всю работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых можно разделить на три тематических блока, позволяющих последовательно и систематично реализовать поставленные задачи, подводя детей к поставленной цели.

I блок

[/u] - «Сахалинский лосось» - направлен на знакомство детей с особенностями строения, схожести и различия рыб семейства лососевых. Продолжительность пять месяцев.

Он включает в себя проведение образовательной деятельности в рамках ФЦКМ, а также, игровую деятельность, экспериментирование и художественное творчество. НОД проводятся 1 раз в месяц.

Тематический план первого блока «Сахалинский лосось».

Октябрь

Красивый лосось

Познакомить со строением тела лосося, функциями частей тела и окраской. Выделить сходства и различия водных и наземных организмов. Развивать навыки анализа и синтеза. Аппликация Тема: «Красивые рыбки».

Цель: закрепить особенности строения тела рыб

Интеллектуальная игра «Собери рыбку»

Ноябрь

Семейство лососевых

Ознакомить с видами лососевых рыб и таксонами – семейство, род, вид. Выделить отличительные особенности трех родов лососей.

Тема: «Классификация лососей по внешним признакам»

Цель: определить и выделить особенности лососевых рыб

Подвижная игра «Нерпа на охоте»

Декабрь

И похожа и не похожа. Горбуша.

Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией горбуши и научить определять ее по внешнему виду. Работа с раскраской горбуши.

Цель: познакомить с особенностью окраса горбуши

Интеллектуальная игра «Собери горбушу»

Январь

И похожа и не похожа. Кета.

Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией кеты и научить определять ее по внешнему виду. Работа с раскраской кеты.

Цель: познакомить с особенностью окраса кеты

Интеллектуальная игра «Собери кету»

Февраль

И похожа и не похожа. Сахалинский таймень.

Ознакомить с видами лососевых рыб и их особенностями. Сравнить внешний вид семейства лососевых. Познакомить с биологией и научить определять по внешнему виду сахалинского тайменя.

Работа с раскраской сахалинского тайменя.

Цель: познакомить с особенностью окраса сахалинского тайменя

Интеллектуальная игра «Собери сахалинского тайменя»

Так же был создан альбом с различными изображениями лососевых рыб в природе. В его создании активно участвовали родители.

II блок

[/u] – «Как родился лосось» - направлен на знакомство с особенностями размножения лососевых рыб, и необходимыми для этого условиями. Продолжительность 7 месяцев.

Блок включает в себя три НОД в рамках ФЦКМ, экспериментирование, художественное творчество, игровую деятельность. В рамках этого блока совершены экскурсии к реке и в краеведческий музей.

Также на этом этапе была проведена викторина, с целью выявления уровеня знаний детей о рыбах семейства лососевых.

Тематический план второго блока «Как родился лосось».

Март

Путешествие вверх по течению

Рассказать детям о миграции лососей, познакомить с понятием «хоминг». Ознакомить с поведением лосося во время нереста.

Тема: «Моделирование потока воды».

Цель: дать детям представление о силе течения реки, препятствиях, которые преодолевают лососи, идущие на нерест.

Подвижные игры «Найди свой домик», «Икринки в гнезде»

Апрель

Икринка, малек, пестрятка

Ознакомить с условием выживания икринок в естественных условиях. Ознакомить со стадиями развития лососевых рыб.

Тема: «Как увидеть капельку воздуха?»

Цель: ознакомить с ролью кислорода в воде, его важностью для выживания икринок и мальков. Рисование.

Тема: «Икринка, малек, пестрятка».

Цель: продолжать формировать представление о стадиях развития рыб.

Май

Зачем нужен лосось?

Ознакомить с феноменом смерти тихоокеанских лососей после нереста. Ознакомить с ролью лососей в жизни растений, животных и людей. Познакомить с фольклором КМН севера Сахалина. Рисование.

Тема: «Кому в природе нужен лосось»

Цель: продолжать формировать знания о роли лосося в жизни растений.

Игра на выбор

Июнь

Экскурсия в краеведческий музей

Ознакомить с изделиями народного промысла и быта, связанных с лососем. Игра на выбор

Июль Экскурсия к реке Ознакомить с особенностями рек Сахалина. Игра на выбор

Август

Развлечение «День лосося»

Формировать осознанно-правильное отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Сентябрь

Путешествие маленькой икринки

Анализировать степень усвоения детьми знаний и навыков. Подвести промежуточные итоги Игра на выбор

Совместно с ребятами было начато выполнение макета нерестовой реки.

III блок

[/u] – «Защитники лососей» - направлен на формирование осознанно-правильного отношения к природе, воспитание бережного отношения к природе. На протяжении блока детей знакомят с влиянием человека на среду обитания сахалинского лосося, ее негативных последствиях. Детей подвели к пониманию необходимости беречь и защищать природу.

Блок включает в себя 7 НОД в рамках ФЦКМ, беседы, экспериментирование, художественное творчество. Продолжительность третьего блока 7 месяцев.

Тематический план «Защитники лососей».

Октябрь

Чистая река.

Как определить, здорова ли река?

Ознакомить с рекой как местом обитания водных организмов; с ролью рек в природе. Ознакомить с понятием и признаками здоровых водоемов. Формировать умение видеть причинно следственные связи, развивать наблюдательность.

Дидактическая игра «Исключи лишнее»

Ноябрь

Полезный и опасный мусор

Ознакомить с видами мусора и его ролью в жизни водоемов. Прививать ответственность по отношению к природе.

Подвижная игра «Орлан и горбуша»

Декабрь

Очень важный лосось

Ознакомить с ролью лосося в жизни людей и экосистемы реки

Дидактическая игра «Кто что любит есть»

Январь

Как река заболела

Ознакомить детей с антропогенными угрозами, влияющими на выживание молоди лосося в реке. Развивать сопереживание живым организмам и чувство ответственности за свою деятельность. Проект-рисунок «Как я спас рыбку»

Февраль

Рыболовы. Зачем ловят рыбу?

Ознакомить детей с легальным, любительским и нелегальным выловом рыбы. Рассказать о значении лосося в питании людей. Обсудить с детьми вред браконьерства.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Март

Викторина «Защитники лосося»

Уточнить знания детей о причинах, влияющих на лососей в реке.

Апрель

Развлечение «В гостях у солнышка»

Обобщить знания детей о жизни и потребностях сахалинских лососей, о среде обитания и угрозами со стороны человека. Воспитывать бережное отношение к природе.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе, настоятельно требует скорейшей перестройке мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека

Было доказано, что выбранная тема работы остается актуальной и в настоящее время. Знакомство с семейством лососевых рыб Сахалина и средой их обитания проведенных во время исследования, позволяет создать благоприятные условия для воспитания бережного отношения к природе. В результате исследования мы подтвердили выдвинутую гипотезу.

Методическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формирование бережного отношения к природе у дошкольников в процессе дополнительного образования Веками человек был потребителем по отношению к природе. Жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Решать эту проблему,.

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей созидательного и позитивного отношения к природе» В Проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» в содержании образовательной области «Познавательное.

Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями «Развитие любознательности ребёнка и формирование бережного отношения к природе через ознакомление с комнатными растениями».[/h3] Особое.

Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельностиФормирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности "Секреты рецептов здоровья мы вам раскрываем с любовью!" Желаю Вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути – Главнейшее.

Фотоотчет «Знакомство с жизнью и творчеством Джанни Родари»Фотоотчет «Знакомство с жизнью и творчеством Джанни Родари» Все мы знаем, что 23 октября исполнилось 95 лет прекрасному поэту и сказочнику, Джанни Родари. В нашем саду был создан проект по подготовке.

Консультация для родителей «Формирование эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста к природе» Введение В настоящее время перед всеми работниками дошкольных образовательных учреждений стоит важнейшая задача обеспечения доступного и.

Педагогический проект «Формирование интереса к природе через ознакомление с произведениями Н. Сладкова и В. Бианки» Целевая группа: - дети среднего дошкольного возраста, родители Масштаб проекта: - 3 месяца (февраль – апрель) Цель проекта: Формировать.

Развитие любознательности дошкольника, формирование бережного отношения к природе через знакомство с комнатными растениями Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает любознательность. Она характеризуется стремлением.

Формирование правильного произношения звука [о] Цель: формирование правильного произношения звука О. Задачи: • Развитие артикуляционной моторики. • Постановка звука О. • Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование осознанно-правильного отношения к природе через знакомство с жизнью сахалинских рыб семейства лососевых»
Опубликовано: 3 ноября 2015 в 04:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД