Виктория Авдеева
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Самообразование.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Академик Д. С. Лихачев
Публикация «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем, Самообразование,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
История Республики Карелии, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.
Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.
В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
3. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
5. Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Глава I. Патриотизм
В толковом словаре В. И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник". Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине и включает наличие целого спектра чувств:
1. чувство привязанности к семье, родному дому, улице, городу, стране;
2. чувство трепетного отношения к родной природе и всему живому;
3. чувство сопричастности к русским истокам, традициям и промыслам;
4. чувство гордости и уважения к символам государства: гербу, флагу, гимну, столице Родины –Москве;
5. чувство уважения к труду человека, ответственности за достижения своей страны;
6. чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
В современных исследованиях патриотическое воспитание, основу которого составляет привитие любви к Родине, понимается как поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах: формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; проживание новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Изучение малой родины играет основополагающее значение. Малая родина – родной край - это не только географический объект. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить воспитанниками идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности у дошкольников.
Глава II. План работы по самообразованию 2016-2017 уч. год
Изучение методической литературы
Сентябрь - май 1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
Работа с детьми
Сентябрь-декабрь - Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».
- Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
- Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
- Ознакомление с символикой России, родного города, области.
- Участие в проектной деятельности с воспитанниками по музейно-образовательной программе «Дом»
Январь - Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
- Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)
Февраль - Беседа по теме «День Защитника Отечества» Изготовление поделок папам и дедушкам
.
Апрель - Просмотр видеоэкскурсии по Карелии и достопримечательностям города Петрозаводска.
Сентябрь - май - Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
- Посещение спектаклей театра «Карьялас».
Работа с семьёй
Сентябрь - Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»
Декабрь - Январь - В рамках проекта по музейно-образовательной программе «Дом» посещения музейно-образовательного пространства «Крестьянская изба»
- Посещение Культурно – досугового центра на мастер класс по изготовлению различных видов построек из глины.
- Творческий конкурс «Красота северной деревни»
- Родительское собрание «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»
- Анкетирование родителей на знание родного края.
Самореализация
Сентябрь- апрель - Посещение пед. часов посвященных саморазвитию по национально-региональному компоненту. Брейн-ринг по вопросам национально-регионального компонента.
Март - Показ открытой непосредственно –образовательной деятельности на тему «Знакомьтесь, Карелия!»
Май - Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.
С сентября по май 2016 -2017 года работа по формированию патриотических чувств у дошкольников велась на подготовительной группе.
За год была проделала большая работа по саморазвитию в плане вопросов национально-регионального компонента, были изучены труды педагогов, психологов Козловой С. А, Сухомлинского В. А, Алешиной Н. В., Зеленовой Н. Г, что помогло мне в более лучшем виде распланировать работу с детьми. Также на базе МДОУ «ЦРР – Детский сад №121» с представителями национального музея проходили встречи мастер-классы, семинары по ознакомлению с родным краем, культурой и историей.
С детьми и родителями мы активно проводили огромную работу по данному направлению:
• Беседы на темы «Улица, на которой я живу», «День Защитника Отечества»,
• Ознакомление с символикой России и родного края,
• Изучение истории Карелии через рассказы воспитателей
• Ознакомление с различными видами росписи, обычаями и традициями нашего народа в рамках занятий календарно-тематического планирования на год
• Участвовали в проектной деятельности по музейно-образовательной программе «Дом»
• В рамках проекта по музейно-образовательной программе «Дом» посещали музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба»
• Посещали Культурно – досуговый центр на мастер класс по изготовлению различных видов построек из глины
• Участвовали в творческом конкурсе «Красота северной деревни»
• Смотрели спектакли театра «Карьялас» на базе МДОУ №121
• Просмотр видеоэкскурсий по Карелии и достопримечательностям города Петрозаводска.
• Родительское собрание по патриотическому воспитанию с последующим заполнением анкет на знание родного края.
• Пополнение уголка краеведения в группе.
• Создание картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Также в рамках конкурса «Педагог года 2017» мной было проведено открытое занятие по теме «Знакомьтесь, Карелия!»
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе)
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. –Москва: ЦГЛ, 2005г. —256 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. - [Воспроизв. изд. 1955 г. ]. Т. 3: П. – М. : Рус. Язык, 1998. – 555 с.
3. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-ситнез, 2012. – 96 с.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа). – М. : Скрипторий, 2008. – 96 с.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. -2-е издание, перераб. и доп. -СПб. : Детство-Пресс, 1999.
6. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
7. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать. – М: Скрипторий, 208. – 72 с.
8. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 197
10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М. : Педагогика 1990. — 288 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: 2013. – 72 с.