МААМ-картинки

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно-пространственной среды ДОО

Елена Мартьянова
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно-пространственной среды ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития предметно - пространственной среды в ДОО для того, чтобы развивать исследовательскую активность детей - дошкольников.

Ключевые слова: предметно - пространственная среда, познавательная активность.

Публикация «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно-пространственной среды ДОО» размещена в разделах

Дети по природе своей исследователи. Поисковая инициативность – обычное состояние малыша, он хочет познавать окружающий мир, он стремится его узнать и понять: наблюдает за птичками на улице, рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит совместно с взрослыми опыты с различными предметами; изучает повадки домашних животных, ломает игрушки, тем самым анализируя их. Все это является – объектами исследования. Любознательная инициативность для дошкольника является одним из самых важных источников, которые дают ему представления об окружающем мире.

Проблема создания и организации предметно – развивающей среды в Дошкольном образовательном учреждении в настоящее время стоит достаточно остро. Тот мир, который окружает ребенка, должен порождать у него любознательность, активный интерес, желание преобразовать и сделать лучше. Предметному миру необходимо предоставлять такую обстановку, которая будет способна развивать познавательные и творческие способности дошкольников, способствовать сохранению познавательной активности и ее дальнейшее развитие, обеспечивать условия для чувствительного переживания малышом разнообразных ситуаций для того, чтобы осознать новые знания.

Образовательная среда в дошкольном учреждении предполагает специально организованные условия, без которых невозможно полноценное проживание ребенком дошкольного детства. Собственно правильно созданная и организованная предметно – пространственная среда, содействует в решении поставленных перед педагогическим работником задач.

Исследование является наиболее удобным способом познания окружающей действительности, который поможет личности развиваться в стремительно – изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность оказывает огромное влияние на развитие мышления, речи ребенка и восприятия.

Предметно – развивающая среда способствует реализации основной общеобразовательной программы в дошкольном образовательном учреждении, но хочется обратить особое внимание на создание и организацию развивающей предметно – пространственной среды для познавательно – исследовательской деятельности детей.

Развивающей предметно – пространственной средой должны обеспечиваться возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

• реализацию различных образовательных программ;

• учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• учет возрастных особенностей детей,

• учет гендерного развития ребенка.

Детям очень нравится делать что – либо своими руками, показывать свой итоговый результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно привлекая участвовать их в этой деятельности.

Наряду с этим на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей переносит изменения в плане структуры и средств реализации, поэтому нужно учитывать этот факт при создании и организации предметной среды во всех возрастных группах детского сада.

Познавательно – исследовательская деятельность возникает в раннем детстве в предметно – манипулятивной деятельности, которая представляет собой обычное экспериментирование с вещью, не подкреплённое какой – либо целью, в ходе которого происходит дифференциация восприятия, возникает способность к наиболее простой категории предметов по форме, применении, цвету, познаются сенсорные эталоны, а так же орудийные действия. В дошкольный период «зачатки» познавательно – исследовательской деятельности наблюдаются в игре, продуктивной деятельности, «переплетаясь» с видами ориентировочных действий, опробования возможностей нового пути. Чем старше становится ребенок, тем в набольшей степени познавательно – исследовательская деятельность охватывает все средства ее осуществления.

Предметно – игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду выступает областью опережающего развития детей. В группах детского сада создаются разнообразные центры, где дети наблюдают за комнатными растениями, ухаживают за ними. Помимо этого, дети совместно с взрослыми проводят различные опыты. Для того, чтобы организовать эти центры, необходимо учитывать определенные требования :

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

Во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы, необходимо создавать такие уголки, которые будут способствовать расширению возможностей поисково – познавательной деятельности посредством включения детей в мыслительные, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, где у детей будет повторить опыты, показанные воспитателем или заниматься самостоятельным творчеством.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно – ролевых игр;

• книжный уголок;

• выставка (детских рисунков, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

При создании предметной среды следует помнить, что у обыденной предметной среды не получится осуществлять развивающие функции потому, что это перестанет пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности – статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности.

Целью организующей функции является предоставление ребёнку всевозможный различный материал для его активного участия в исследовательской деятельности. Содержание и вид развивающей среды выступают стимулом для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам. Согласно воспитательной функции среда это – центр, где происходит зарождение основы для бережного отношения и положительных взаимодействий [3].

Развивающая функция среды соответствует "зоне актуального развития" самого слабого и находится в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребёнка. Проектирование предметно – развивающей среды по поисковой деятельности детей создается, учитывая личностный, содержательный, материальный и организационный компонент.

До сих пор в детских садах традиционно присутствуют занятия направленные на ознакомление детей с окружающим их миром. Эти занятия должны строиться в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, разворачивающейся как изучение вещей и явлений окружающей действительности. Образовательная деятельность должна быть доступной и привлекательной, что позволит детям проявить собственное исследование.

В старших группах идея должна основываться на теме игры, поэтому различная полифункциональная предметная среда будет пробуждать детей к активному воображению и они каждый раз будут по – новому перестраивать существующее игровое пространство, используя стулья, ширмы, занавеси. Изменение предметно – игровой среды позволит дошкольникам взглянуть на игровое пространство с другой точки зрения, проявить активное участие в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Высказывание Сухомлинского В. А. : «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе. Способность вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Я считаю, что необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно – исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с учетом ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной: • насыщенность среды должна соответствовать.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус.

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством развития предметно-пространственной средыФормирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством развития предметно-пространственной среды Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка данного возраста определяется.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое.

Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды Способы и направления поддержки детской инициативы у детей младшего возраста, посредством организации развивающей предметно- пространственной.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностейРазвитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностей В начале учебного года мной проводился мониторинг детей группы № 9. Анализ результатов педагогических исследований на данном этапе, показал,.

Утро начинается с красоты. Значение предметно-пространственной среды в развитии детей дошкольного возрастаУтро начинается с красоты. Значение предметно-пространственной среды в развитии детей дошкольного возраста Формирование эстетического вкуса у дошкольников – это не маловажная задача воспитательного процесса. Малыши активно реагируют на нововведения,.

Значение предметно-пространственной среды для активизации речевого развития детей дошкольного возраста Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно-пространственной среды ДОО
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 12:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно-пространственной среды ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мартьянова (УИ 569155) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД