Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Ирина Сазонова
Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.

Мы с моей коллегой Шинкаревой О. В. хотим видеть в наших воспитанниках такие качества как общительность, любознательность, самостоятельность, творческую личность, умеющую решать возникающие проблемы, ориентироваться в окружающей обстановке.  А это во многом зависит от нас.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Дошкольнику, как известно, не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой, желая узнать как можно больше, проникнуть в самую суть доступных ему явлений.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Поэтому мы углубленно начали работать над темой: «Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста»

Цель: Развивать познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Развивать наблюдательность и любознательность

2. Учить видеть проблему эксперимента.

3. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

4. Создать условия для предпосылки формирования практических и умственных действий

5. Привить первоначальные навыки исследовательской и познавательной активности.

6. Обогащать активный словарь

Нашу работу мы начали с создания предметно-развивающей среды. Также подобрали литературу по этой теме, организовали мини-лабораторию, которую обеспечиваем различными материалами. Нами были подобраны картотека опытов с объектами неживой природы (песок, воздух, вода, доступные детям дошкольного возраста, не требующие сложного оборудования и совершенно безопасные.

Мы с детьми наблюдаем, как тает лед, как замерзает вода. Проводили длительные наблюдения за веточкой дерева, луком, за живыми объектами. Мы, например, сравнивали с детьми размер птиц, учили видеть зависимость животных от человека. Знакомимся со свойствами снега во время прогулки. Они узнали, что снег бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды. Также дети нашей группы знакомятся опытной экспериментальной деятельностью в рамках кружка "Почемучки" В ходе занятия ребенок учится наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдать правила безопасности.

Организация нашей работы идет по трем взаимосвязанным направлениям

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Проведение наблюдений и экспериментов делятся на 3 основных вида:

1. Случайные наблюдения и эксперименты- не требуют специальной подготовки.

2. Плановые наблюдения и эксперименты.

3. Эксперименты как ответ на детские вопросы.

При организации опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы с детьми:

Занятия, беседы познавательного характера, дидактические и развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, эксперименты и опыты, рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, работа в уголке природы, театрализованная деятельность.

Формы работы с родителями

1. Анкетирование

2. Консультации

3. Наглядный материал : ширмы, папки-передвижки и др.

4. Подборка литературы для родителей по теме экспериментирования

Процесс познания – это творческий процесс, и задача педагога — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

«Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности Расскажи и я забуду. Покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму. (Китайская пословица) Особенности детского экспериментирования. В.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 августа 2017 в 23:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 февраля. День «Зарницы» на МААМ

Миллионы мальчишек и девчонок в советское время играли в «Зарницу». Эта военно-спортивная игра традиционно проводилась в канун 23 февраля. «Бойцы» срывали погоны с противника и сражались за вражеский...

22 февраля. День опытов и экспериментов на МААМ

Не прекращаются занятия в научных лабораториях маленьких исследователей. Лаборатории эти являются важными элементами развивающей среды. Они заводятся педагогами в детсадовских группах для развития у детей...

Акция «Новый год без ДТП!» Фотоотчёт
В период с 16 по 24 декабря 2019 года УГИБДД УМВД России по Липецкой области совместно с ОБУК «Липецкий государственный театр кукол» и другими...
Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей 6 лет по объёмной аппликации с элементами...
Данная объёмная аппликация выполнена из цветной бумаги коричневого цвета и шерстяных ниток детьми старшей группы. Цель:Развивать умения старших...
Фотоотчет «Веселые старты, посвященные 23 февраля»
Двадцать третье февраля — Важный день календаря. Честь хвала героям нашим, Пост отважно охранявшим! Дедам, папам — всем поклон, Кто не был врагом...