Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

Тамара Николаевна Лазарчук
Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий. Активное внедрения детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет детям возможность приобретать знания самостоятельно. При таком подходе к обучению исследовательское поведение для детей станет главным источником для получения представлений об окружающем мире. При таком подходе педагог должен стать старшим партнером в этом процессе.

Очень долго обучение детей развивало в них только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности оставались на плачевном уровне.

На базе опытно - экспериментальной деятельности у детей проявляются и развиваются исследовательские способности:

• видеть проблему;

• выдвигать гипотезу;

• задавать вопросы;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать выводы;

• высказывать суждения;

• доказывать свои идеи.

В основе опытно - экспериментальной деятельности детей лежит познавательный интерес.

Чтобы поддержать и развивать познавательный интерес педагогам необходимо:

1. Поощрять любопытство и любознательность. Именно любознательность обуславливает потребность в исследовании.

2. Предоставлять возможность ребенку действовать самостоятельно с различными предметами и материалами (вы при этом исполняете роль наблюдателя и помощника)

3. С раннего детства необходимо побуждать малыша доводить дело до конца. Для этого необходимо эмоционально оценивать его старания и усилия, проявлять заинтересованность к его деятельности.

4. Чтобы интерес ребенка не угас к исследовательской деятельности необходимо с возрастом усложнять задачи исследования.

5. Чтобы научить ребенка самостоятельно делать выводы, необходимо расспрашивать ребенка о результатах его деятельности, о том, как он достиг результата.

Основной путь развития исследовательской активности – практический. Процесс исследования или экспериментирования предполагает наличие специальных инструментов и оборудования. Целесообразно в связи с этим оснастить в детском саду детскую лабораторию.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»

В ней должны быть материалы для исследования, магниты, технические игрушки, разнообразные коллекции, гербарии, семена, плоды. Оборудование: весы, микроскопы, колбы, пробирки, лейки, фильтры.

Очень часто детские лаборатории в детских садах существуют для отчетности, в крайнем случае, эксперименты проводит педагог. Оптимальный вариант это когда педагог в небольшой подгруппе показывает опыт, обсуждает его результат с детьми, а после дети уже самостоятельно повторяют опыт. В идеале перед ребенком ставится задача, а он находит пути его решения. Наверное, последние суждения у многих вызовут улыбку или возмущение. Но поверьте, если вы работали по такой системе и систематично, то к подготовительной группе у вас обязательно найдется 2- 3 лидера, которые и станут вашей опорой в таком виде деятельности. Они будут дома теребить родителей, чтобы принести в группу новые идеи для исследования.

Публикации по теме:

«Формирование основ опытно-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) Как природный исследователь окружающего мира, малыш открывает мир через опыт личных ощущений, действий и переживаний. Он изучает все как.

«Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации.

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности Дети по своей сути маленькие исследователи! Они стараются узнать об окружающем мире, как можно больше. В этом им помогает экспериментальная.

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование» с.

Методическая разработка для воспитателей по экспериментальной деятельности (перспективное планирование)Методическая разработка для воспитателей по экспериментальной деятельности (перспективное планирование) Планирование экспериментальной деятельности с детьми в детском садуАнохина Галина Павловна Воспитатель ГБДОУ детский сад №93 компенсирующего.

Методическая разработка «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»Методическая разработка «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ» Методическая разработка «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ». Журбина Евгения Викторовна Старший воспитатель.

Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Природа наделила человека.

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 июня 2017 в 15:16
+193Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки