Кристина Мамыкина
«Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию.
Публикация «„Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и другие).
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Исходя из данной проблемы, определила тему работы по самообразованию «Расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».
Все исследователи экспериментирования выделяли основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ основано на создании условий для самостоятельного исследования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», - писал Н. Н. Поддъяков.
По его мнению, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания - творческий процесс, и задача педагогов, а значит и моя, - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель: разработать и реализовать систему работы по расширению представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- изучить проблему расширения кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность в психолого-педагогической и методической литературе, на интернет-сайтах.
- разработать проект непосредственной деятельности с детьми (определение целей, форм работы, перспективного планирования);
- создать необходимую предметно-пространственную среду для реализации образовательного проекта;
- спланировать систему взаимодействия с семьей;
- разработать конспекты совместной познавательно-экспериментальной деятельности и внедрить в практику через кружковую работу с детьми;
- отследить степень освоения детьми опытно-экспериментальной деятельности;
- обобщить и представить опыт работы.
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которого ребенок познает мир. Наблюдения за демонстрацией опытов и практические упражнения в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того, что их окружает. Дети задумываются о таких явлениях природы, как замерзание и таяние льда, распространение звуков в воздухе и воде, изменение цвета предметов и веществ, появление запахов. Опыты, проведённые детьми, способствуют созданию изучаемого явления и обобщению полученных естественным путем результатов. Создаются условия и для расширения кругозора детей.
Актуальность данной темы очевидна также и для формирования основы дальнейшего умственного развития личности ребенка с такими качествами, как организованность, целеустремленность, собранность, умение планировать свою деятельность.
Свою работу начала с построения предметно-развивающей среды:
- создала уголок экспериментирования в группе с помощью родителей;
- оформила картотеку опытов и экспериментов;
- подобрала презентации;
- подобрала мини-библиотеку по направлению «Детское экспериментирование».
В процессе разработки проекта «Ужасно интересно, все то, что неизвестно» столкнулась с отсутствием литературы по вопросам расширения кругозора познавательных представлений детей, с отсутствием примерного тематического планирования, не дублирующего темы непосредственно образовательной деятельности по и формированию целостной картины мира и познавательно-исследовательской деятельности.
Но все-таки в результате было разработано перспективное планирование, конспекты совместной исследовательской, экспериментальной деятельности.
Тематика имеет расширяющую кругозор и познавательные представления направленность.
В ходе проекта решаются следующие цели и задачи:
• Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.
• Развивать креативность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решение поставленных задач.
• Формировать умение находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.
• Обогащать, активизировать словарь, развивать связную речь - монологическую и диалогическую.
• Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
В ходе совместной партнерской деятельности с педагогом у детей формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, решать их опытным путем, делать выводы, толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Например, Почемучка задает вопрос: «Почему опадают листья» и дети получают возможность выдвинуть свои гипотезы, порассуждать или решить проблемный вопрос «одинаковые листья с одного дерева»; провести опыт «как грибница впитывает воду» (в качестве грибницы мох, опыт-эксперимент «где спряталась вода в овощах и фруктах».
Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы Незнайки, Маши, Чиполлино, Капитошки. Дети часто задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?». Часто этим же занимается и кукла Почемучка, живущая в группе.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям (осенние листья в больших карманах Почемучки, овощи от Чиполлино, которые нужно узнать на ощупь) - все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Герои стали для ребят настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ни м с просьбой, разделить радость открытий.
Помимо экспериментальной деятельности используются игровая, двигательная, коммуникативная, художественно-продуктивная деятельности.
Итогом совместных мероприятий стали книжки-малышки, альбомы, рисунки-исследования, дневники наблюдений, коллажи, коллекции.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Мне бы очень хотелось, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительском собрании, через различные виды наглядной агитации (папки-раскладушки, памятки) убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям, огорчениям, признания права на собственную точку зрения, поддержания познавательного интереса, их стремления узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Итак, система работы, реализуемая в ходе проекта, способствует расширению познавательных представлений детей, их интеллектуальному развитию, делает их любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, а также повышению уровня моей профессиональной компетенции.
2 Определение уровня сформированной деятельности экспериментирования
Уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования определила с помощью диагностики. Прежде всего, выделила компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как навыки деятельности
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы;
• анализировать объект или явление;
• выделять существенные признаки и связи;
• сопоставлять различные факты;
• выдвигать гипотезы, предположения;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• осуществлять эксперимент;
• делать выводы, рассуждения;
• фиксировать этапы действий и результаты графическим или другим способом.
Также важным показателем является отношение детей к деятельности экспериментирования (интерес, активность участия в обсуждении и процессе деятельности).