«Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Кристина Мамыкина
«Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и другие).

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Исходя из данной проблемы, определила тему работы по самообразованию «Расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».

Все исследователи экспериментирования выделяли основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ основано на создании условий для самостоятельного исследования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», - писал Н. Н. Поддъяков.

По его мнению, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания - творческий процесс, и задача педагогов, а значит и моя, - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель: разработать и реализовать систему работы по расширению представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- изучить проблему расширения кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность в психолого-педагогической и методической литературе, на интернет-сайтах.

- разработать проект непосредственной деятельности с детьми (определение целей, форм работы, перспективного планирования);

- создать необходимую предметно-пространственную среду для реализации образовательного проекта;

- спланировать систему взаимодействия с семьей;

- разработать конспекты совместной познавательно-экспериментальной деятельности и внедрить в практику через кружковую работу с детьми;

- отследить степень освоения детьми опытно-экспериментальной деятельности;

- обобщить и представить опыт работы.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которого ребенок познает мир. Наблюдения за демонстрацией опытов и практические упражнения в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того, что их окружает. Дети задумываются о таких явлениях природы, как замерзание и таяние льда, распространение звуков в воздухе и воде, изменение цвета предметов и веществ, появление запахов. Опыты, проведённые детьми, способствуют созданию изучаемого явления и обобщению полученных естественным путем результатов. Создаются условия и для расширения кругозора детей.

Актуальность данной темы очевидна также и для формирования основы дальнейшего умственного развития личности ребенка с такими качествами, как организованность, целеустремленность, собранность, умение планировать свою деятельность.

Свою работу начала с построения предметно-развивающей среды:

- создала уголок экспериментирования в группе с помощью родителей;

- оформила картотеку опытов и экспериментов;

- подобрала презентации;

- подобрала мини-библиотеку по направлению «Детское экспериментирование».

В процессе разработки проекта «Ужасно интересно, все то, что неизвестно» столкнулась с отсутствием литературы по вопросам расширения кругозора познавательных представлений детей, с отсутствием примерного тематического планирования, не дублирующего темы непосредственно образовательной деятельности по и формированию целостной картины мира и познавательно-исследовательской деятельности.

Но все-таки в результате было разработано перспективное планирование, конспекты совместной исследовательской, экспериментальной деятельности.

Тематика имеет расширяющую кругозор и познавательные представления направленность.

В ходе проекта решаются следующие цели и задачи:

Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

• Развивать креативность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решение поставленных задач.

• Формировать умение находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.

• Обогащать, активизировать словарь, развивать связную речь - монологическую и диалогическую.

• Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.

В ходе совместной партнерской деятельности с педагогом у детей формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, решать их опытным путем, делать выводы, толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Например, Почемучка задает вопрос: «Почему опадают листья» и дети получают возможность выдвинуть свои гипотезы, порассуждать или решить проблемный вопрос «одинаковые листья с одного дерева»; провести опыт «как грибница впитывает воду» (в качестве грибницы мох, опыт-эксперимент «где спряталась вода в овощах и фруктах».

Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы Незнайки, Маши, Чиполлино, Капитошки. Дети часто задают много вопросов «отчего?», «почему?», «зачем?». Часто этим же занимается и кукла Почемучка, живущая в группе.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям (осенние листья в больших карманах Почемучки, овощи от Чиполлино, которые нужно узнать на ощупь) - все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Герои стали для ребят настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ни м с просьбой, разделить радость открытий.

Помимо экспериментальной деятельности используются игровая, двигательная, коммуникативная, художественно-продуктивная деятельности.

Итогом совместных мероприятий стали книжки-малышки, альбомы, рисунки-исследования, дневники наблюдений, коллажи, коллекции.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Мне бы очень хотелось, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительском собрании, через различные виды наглядной агитации (папки-раскладушки, памятки) убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям, огорчениям, признания права на собственную точку зрения, поддержания познавательного интереса, их стремления узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Итак, система работы, реализуемая в ходе проекта, способствует расширению познавательных представлений детей, их интеллектуальному развитию, делает их любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, а также повышению уровня моей профессиональной компетенции.

2 Определение уровня сформированной деятельности экспериментирования

Уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования определила с помощью диагностики. Прежде всего, выделила компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как навыки деятельности

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

• видеть и выделять проблему;

• принимать и ставить цель;

• решать проблемы;

• анализировать объект или явление;

• выделять существенные признаки и связи;

• сопоставлять различные факты;

• выдвигать гипотезы, предположения;

• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

• осуществлять эксперимент;

• делать выводы, рассуждения;

• фиксировать этапы действий и результаты графическим или другим способом.

Также важным показателем является отношение детей к деятельности экспериментирования (интерес, активность участия в обсуждении и процессе деятельности).

Публикации по теме:

«Формирование основ опытно-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) Как природный исследователь окружающего мира, малыш открывает мир через опыт личных ощущений, действий и переживаний. Он изучает все как.

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности Дети по своей сути маленькие исследователи! Они стараются узнать об окружающем мире, как можно больше. В этом им помогает экспериментальная.

Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Комплект занятий по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста. (в соответствии с ФГОС) Разработано.

Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Природа наделила человека.

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Проект «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста». Введение Опытно-экспериментальная деятельность.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности Расскажи и я забуду. Покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму. (Китайская пословица) Особенности детского экспериментирования. В.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной.

Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности. Цель: познакомить воспитанников с природными явлениями – вулканами гейзерами, посредством опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 10 мая 2017 в 18:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

21 августа. День рождения поэта-песенника Юрия Энтина

84 года исполняется Юрию Энтину – поэту, на песнях которого выросло не одно поколение советских и российских детей. Написанные им слова звучат из уст Бременских музыкантов и героев сказок о приключениях...

Летнее оформление участка ДОУ своими руками из бросового материала
Летнее оформление участка ДОУ своими руками из бросового материала Лето – самое долгожданное время года. Вся жизнедеятельность детей в летний период...
НОД «Яблонька» в образовательной области «Художественное творчество»
Цели занятия: 1. Расширять знания детей о плодовых деревьях, о яблоках. 2. Развивать мелкую моторику рук, 3. Развивать у детей видение художественного...
Лэпбук «Домашние животные»
Лэпбук предназначен для детей дошкольного возраста Лэпбук - это тематическая папка со множеством кармашков, подвижными деталями, фигурными конвертиками,...