Папки-передвижки

Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Ольга Падерина
Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Комплект занятий

по организации

опытно – экспериментальной

деятельности с детьми

младшего возраста.

(в соответствии с ФГОС)

Разработано О. А. Падериной

г. Серов

Детский сад «Солнышко».

Календарно – тематический план

по опытно – экспериментальной работе.

Младший возраст.

Сентябрь.

Экспериментирование с песком.

1. Почему песок сыплется?

2. Свойства мокрого песка.

Октябрь.

Экспериментирование с глиной.

1. Глина, ее качества и свойства.

Публикация «Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Глиняные игрушки.

Ноябрь.

Экспериментирование с водой.

1. Свойства и признаки воды.

2. Пар – тоже вода.

Декабрь.

1. Снег и лед – твердая вода.

2. Разноцветные льдинки.

Январь.

Экспериментирование с воздухом.

1. Поиск воздуха.

2. Что в пакете.

Февраль.

1. Мы дышим воздухом.

2. Надуваем мыльные пузыри.

Март.

Экспериментирование с солнечным светом.

1. Солнечные зайчики.

2. Игры с цветными стеклышками.

Апрель.

Экспериментирование с растениями.

1. Посадка лука.

2. Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды.

Май.

Наши помощники – органы чувств.

1. Глаза.

2. Нос.

Сентябрь.

Экспериментирование с песком.

1. Тема: «Почему песок сыплется?»

Цель: выделить свойства песка (сыпучесть, рыхлость).

Требуется: сухой песок, формочки, палочки.

Ход эксперимента.

Рассмотреть песок через лупу.

Предложить детям взять в руки песок и выпускать его из горсти тонкой струей в одно место – образуется холмик.

Набрать в формочку сухого песка и попробовать сделать из него куличик.

Палочкой нарисовать на сухом песке линию, солнышко (любой другой рисунок).

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, он сыпуч, из сухого песка

нельзя сделать куличик - он рассыпается.

2. Тема: «Свойства мокрого песка».

Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.

Требуется: емкости с сухим и влажным песком.

Ход эксперимента.

Предложить детям взять в одну руку сырой песок, в другую сухой, одновременно выпустить песок тонкой струйкой.

Сделать из сырого песка куличик.

Палочкой нарисовать что-нибудь на сыром песке.

Вывод: сырой песок не сыплется тонкой струйкой, но он может принимать разнообразную форму, пока не высохнет.

Октябрь.

Экспериментирование с глиной.

1. Тема: «Глина, ее качества и свойства».

Цель: научить детей узнавать предметы из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность) и свойства (моется, бьется, размокает, твердеет).

Требуется: сухая и влажная глина.

Ход эксперимента.

Предложить детям рассмотреть сухую и влажную глину.

Слепить из сухой глины посуду для куклы.

Повторить задание с влажной глиной.

Результат: сухая глина твердая, не формуется, влажная – хорошо

формуется.

Вывод: изделия из глины прочные, плохо пропускают воду

2. Тема: «Глиняные игрушки».

Цель: развивать стремление к преобразованию предмета, изменяя форму, цвет, величину.

Требуется: влажная глина, глиняные игрушки для рассматривания, акварельные

краски.

Ход эксперимента.

Рассмотреть игрушки, вылепленные из глины.

Предложить детям слепить овощи и фрукты для игры в магазин.

Высушить изделия, раскрасить акварельными красками.

Вывод: при высыхании глиняные изделия становятся твердыми,

прочными, их можно раскрасить и использовать в играх.

Ноябрь.

Экспериментирование с водой.

1. Тема: «Свойства и признаки воды».

Цель: познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.

Требуется: прозрачные пластиковые стаканчики по 2 на каждого ребенка, холодная и теплая вода.

Ход эксперимента.

Выяснить, есть ли в группе вода, где она находится.

Рассмотреть воду: в прозрачном стакане, в аквариуме.

Перелить воду из одного сосуда в другой.

Вывод: вода жидкая, чистая, прозрачная, без запаха, не имеет вкуса,

может течь, бывает холодная, теплая, или горячая.

2. Тема: «Пар – тоже вода».

Цель: познакомить детей с одним из состояний воды – паром.

Требуется: термос (емкость с кипятильником, вода, металлическая крышка.

Ход эксперимента.

Определить, что происходит в то время, когда открывается крышка термоса?

Выяснить, что находится внутри емкости.

Накрыть термос крышкой или стеклом.

Результат: на крышке появляются капли воды.

Вывод: пар – это тоже вода.

Декабрь.

1. Тема: «Снег и лед – твердая вода».

Цель: познакомить детей со способностью воды преобразовываться в твердое состояние при низкой температуре, а так же со способностью снега и льда преобразовываться в воду.

Требуется: пластмассовые емкости разной формы и размера, вода, снег, лед.

Ход эксперимента.

Налить воду в разнообразные пластмассовые формочки.

Вынести на мороз или поставить в морозильную камеру.

Рассмотреть принесенные с прогулки снег и лед, определить их качества

( лед: холодный, скользкий, прозрачный, хрупкий; снег: холодный, не прозрачный, формуется).

Результат: в емкостях образовался лед, в тепле лед и снег тают.

Вывод: вода при охлаждении замерзает, превращается в лед; при нагревании лед и снег – превращаются в воду.

2. Тема: «Разноцветные льдинки».

Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.

Требуется: емкости с водой, краски.

Ход эксперимента.

В прозрачные емкости налить воду, рассмотреть ее (опустить в воду разнообразные предметы).

Предложить детям в каждую емкость добавить по несколько капель разной краски – вода окрасится.

Вынести окрашенную воду на мороз или поставить в морозильную камеру.

Результат: дети учатся смешивать краску с водой, аккуратно разливать по формочкам, знакомятся со свойством воды (замерзание на холоде).

Вывод: вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде.

Январь.

Экспериментирование с воздухом.

1. Тема: «Поиск воздуха».

Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Требуется: султанчики, ленточки, флажки, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкости.

Ход эксперимента.

Дети наблюдают за движением султанчиков, флажков, ленточек, воздушного шарика во время прогулки.

Дуют в трубочку для коктейля, опустив ее в стакан с водой.

Надувают воздушный шарик.

Вывод: Вокруг нас везде есть воздух.

2. Тема: «Что в пакете?»

Цель: учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Требуется: полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Ход эксперимента.

Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты – в них ничего нет.

Педагог, отвернувшись от детей, набирает в один из пакетов воздух и закручивает его, тот становится упругим. Показывает детям и вновь спрашивает: «Что в пакете?»

Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Обращает внимание детей на то, что пакет перестал быть упругим, объясняет детям, что в пакете был воздух.

Спрашивает: «Почему кажется, что пакет пустой?» «Воздух прозрачный, невидимый, легкий».

Дети наполняют пакеты воздухом, закручиваю их, затем выпускают воздух из пакетов.

Вывод: Везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.

Февраль.

1. Тема: «Мы дышим воздухом».

Цель: познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом, помочь обнаружить и увидеть его.

Требуется: коктейльные трубочки, стаканчики с водой.

Ход эксперимента.

На столе перед каждым ребенком пластиковый стаканчик с водой и трубочкой для коктейля.

Воспитатель предлагает сделать вдох, выдохнуть воздух из себя в трубочку и посмотреть, что произойдет.

Прозрачные пузырьки, появившиеся в воде – это и есть воздух.

Результат: дети увидели воздух своими глазами, он бесцветен и прозра-

чен.

Вывод: человек вдыхает и выдыхает воздух, его можно увидеть.

2. Тема: «Надуваем мыльные пузыри».

Цель: научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадении воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Требуется: поднос, прозрачная воронка, соломинка, палочка с колечком на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).

Ход эксперимента.

Педагог наливает в поднос мыльный раствор, кладет в середину цветок и накрывает его прозрачной воронкой. Дует в трубочку воронки и, после того как образуется пузырь, наклоняет воронку и высвобождает из-под нее пузырь.

На подносе остается цветок под мыльным колпаком. Так образуются мыльные пузыри.

Педагог объясняет, как образуются мыльные пузыри.

Предлагает детям надуть всем мыльные пузыри.

Результат: дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их.

Вывод: мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания; при надувании пузырей мы выдыхаем воздух из себя; пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

Март.

Экспериментирование с солнечным светом.

1. Тема: «Солнечные зайчики».

Цель: научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

Требуется: небольшие зеркала по количеству детей, источник света, фольга, блестящая посуда.

Ход эксперимента.

Показать детям блики солнца на предметах, объяснить, что солнечный свет отражается от блестящих предметов и получаются «зайчики».

Поймать с помощью зеркала луч солнечного света и направить его в нужном направлении. Учить прятать «зайчиков» (прикрыв зеркало ладошкой, играть в прятки и догонялки на стене (использовать фольгу, посуду с глянцевым покрытием).

Предложить детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света, объяснить почему ничего не получается (нет яркого света).

Результат: дети научились пускать солнечных «зайчиков», управлять

ими.

Вывод: солнечные «зайчики» - это отражение солнца от блестящей

поверхности; они появляются только при ярком свете; можно пускать

солнечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги, блестящей посу-

ды).

2. Тема: «Игры с цветными стеклышками».

Цель: учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.

Требуется: солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования.

Ход эксперимента.

Рассмотреть окружающие детей предметы, и сказать какого они цвета; посмотреть на оконное стекло и сказать, какое оно (прозрачное, бесцветное).

Сравнить разноцветные стеклышки с оконным стеклом.

Посмотреть на окружающие предметы через стекла, и определить какого цвета стали эти предметы.

Предложить детям из цветных стекол выложить панно и зарисовать его на альбомных листочках.

Вывод: если смотреть через цветное стеклышко на окружающие

предметы, то они будут такого цвета, какого цвета стекло.

Апрель.

Экспериментирование с растениями.

1. Тема: «Посадка лука».

Цель: познакомить детей со свойствами лука, с приемами посадки в воду и землю, вызвать интерес к процессу выращивания растений.

Требуется: лук, емкости с землей, рассадные горшочки (по количеству детей, лейки, вода, совочки.

Ход эксперимента.

Предложить детям совочками наложить землю в рассадные горшочки.

Рассмотреть луковицы: у луковицы есть верхушка – отсюда растет

растет зеленый лук, внизу – донце, из него вырастают корни.

Посадить луковицы в землю и полить их водой.

Наблюдать за появлением первой зелени. Делать зарисовки в альбоме наблюдений.

Результат: вырастить зеленый лук.

Вывод: после посадки за луком необходим уход, если его не поливать, растение может погибнуть.

2. Тема: «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды».

Цель: выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука.

Требуется: две одинаковые луковицы, два прозрачных стакана (один наполненный водой, другой – пустой).

Ход эксперимента.

Рассмотреть луковицы, выяснить, что необходимо для выращивания зеленого лука.

Выяснить, действительно ли для проращивания лука необходима вода.

Предложить детям посадить луковицы в стаканчик с водой и в пустой.

Через несколько дней рассмотреть луковицы и отметить результаты.

Результат: луковица, посаженная в стаканчик с водой, пустила корни и дала зеленые отростки; с луковицей, посаженной в стакан без воды, не произошло никаких изменений.

Вывод: вода необходима для роста и развития лука.

Май.

Наши помощники – органы чувств.

1. Тема: «Глаза».

Цель: познакомить детей с органом зрения – глазами, их назначением, правилами ухода и охраны.

Требуется: зеркала, повязка на глаза для игры в жмурки, разнообразные иллюстрации.

Ход эксперимента.

Организовать подвижную игру жмурки.

Выяснить у детей, почему водящему трудно было ловить ребят.

Легко ли жить людям с плохим зрением, тем, кто совсем ничего не видит.

Уточнить, что глазам полезно, а что допускать нельзя.

Вывод: глаза человеку необходимы, их нужно беречь.

2. Тема: «Нос».

Цель: познакомить с функцией носа, его строением.

Требуется: апельсин, чеснок, 2 одинаковые коробочки, схематичные изображения разнообразных носов.

Ход эксперимента.

Показать детям коробочки и предложить определить, что в них находится. Поменять коробочки местами, попробовать определить содержимое коробочек зажав нос.

Выяснить у детей, для чего еще нужны людям и животным носы.

Объяснить, почему в холодную погоду нельзя дышать ртом.

Уточнить, что для носа полезно, а что вредно.

Вывод: продукты и предметы можно определять по запаху, нос нужен, чтобы дышать, нельзя ничего засовывать в нос.

Публикации по теме:

Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). 1. Актуальность На шестом году жизни дети достигают.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Подготовил: воспитатель 1 квалификационной.

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: "Звуки.

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-фрукт» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: выявить специфические свойства цитрусовых на примере лимона (плотность внешней.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Старшая группа Неживая природа Земля. Космос Живая природа Вода Воздух Песок, глина, почва, камни «Вода помощница» а) вывод – вода.

Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» Тип проекта: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста». Составитель: Белоносова Юлия Валерьевна.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 22:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД