Светлана Ляпкина
Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему
«Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности»
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования. Одними из важных качеств будущего школьника являются любознательность и активность, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Публикация «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:
• Формировать у детей познавательный интерес с помощью экспериментирования. развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
• Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
• Способствовать восприятию дошкольников целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.
• Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной деятельности.
• Создать условия для самостоятельного применения полученных знаний.
• Развивать совместно с родителями в детях любознательность, инициативность, креативность мышления через опытно-экспериментальную деятельность.
Самым эффективным способом познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования.
В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлены : центр экспериментирования «Мини- лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование: различные емкости, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, компас, микроскоп, губка, поролон; медицинские материалы (шприцы, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.); природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т. д.); бросовый материал (различные виды тканей)
Также в уголке были размещена познавательная литература.
Созданные условия вызывали у детей повышенный интерес к исследовательской деятельности.
Свою деятельность строила в трех основных формах :
-экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
-познавательная НОД с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Познавательную НОД с элементами экспериментирования проводила, раз в неделю, но если у детей интерес к НОД велик, то мы продолжали НОД уже в игровой форме в свободное время. Этот показатель означал, что у детей возникает познавательный интерес к той или иной деятельности.
Провела открытое интегрированное занятие в детском саду на тему «Воздух». Цель занятия: обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использовала — это опыты. Их проводила как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами, и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для этого подобрала картотеку опытов и экспериментов.
Были проведены такие опыты как : «Мыло-фокусник», «Удивительный магнит», «Чудо-картошечка», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», и многие другие.
Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходил веселый Петрушка и приносил волшебную коробку с запахами, детям было предложено определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук». Игра содержит 4 секции: «Свет» «Запах», «Вкус», «Звук» Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя.
Во время прогулки проводила случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересное в природе. На прогулке дети решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Как освободить бусинку из ледяного плена?».Дети очень любят играть с ветром, со снегом и песком. Трудиться на огороде, наблюдать за ростом растений. В режимных моментах: в процессе ухода за комнатными растениями проводим простейшие опыты с почвой, выясняем, какие условия необходимы для роста растений и т. д.
Стараюсь не отвечать на детские вопросы, а предлагаю самим понаблюдать и найти ответ.
Моя работа по формированию познавательного интереса детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности ведется в тесном контакте с родителями.
Интересно проходят совместные мероприятия с родителями и детьми. Организовали геокешинг «В поисках клада». В результате, проявляется интерес к практическому экспериментированию и любознательность.
Провели родительское собрание на тему: «Как поддерживать интерес у детей к экспериментированию». Подготовила консультации «Как развивать познавательные интересы дошкольников», «Как правильно организовать опыты». Были разработаны рекомендации для родителей: «Этапы организации опыта и эксперимента».
Провела мастер класс, познакомила родителей со структурой эксперимента.
Организовала конкурс «Занимательные опыты на кухне», победители которого представили свою презентацию эксперимента детям группы.
Совместно с родителями была оформлена стенгазета «Экспериментируем дома».
Итогом проведенной работы стало то, что у родителей появилось желание экспериментировать с детьми дома: они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.).
По итогам выполненной работы можно сказать о том, что интерес детей это такое психическое образование в котором огромную роль играют взрослые. Взрослые направляют интерес ребенка в нужное русло, ведь детям дошкольного возраста интересно все, на что направили их внимание. И поэтому необходимо не упустить это время. Исходя из этого, я уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, так как это пригодится им при обучении в школе.
Продолжая совершенствовать систему работы по направлению, также разработала и успешно реализовала проект «Береги природу», направленный на развитие исследовательской деятельности детей. Итогом реализации данного проекта было: презентация «Красной книги», созданной детьми, с помощью рисунков редких животных Воронежской области нарисованных совместно с родителями.
Проанализировав результаты своей работы по теме: «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста использованием опытно- экспериментальной деятельности», я пришла к выводу, работа в данном направлении эффективна. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.
Применение экспериментирования также оказало влияние на:
1. повышение уровня развития любознательности и познавательных процессов;
2. совершенствование речевого развития дошкольников;
3. развитие личностных характеристик воспитанников;
4. углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
5. повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.