Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

Светлана Ляпкина
Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

Сообщение из опыта работы на тему

«Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности»

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования. Одними из важных качеств будущего школьника являются любознательность и активность, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Работая по данному направлению,я поставила перед собой следующие задачи:

Формировать у детей познавательный интерес с помощью экспериментирования. развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

• Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

• Способствовать восприятию дошкольников целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

• Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной деятельности.

• Создать условия для самостоятельного применения полученных знаний.

• Развивать совместно с родителями в детях любознательность, инициативность, креативность мышления через опытно-экспериментальную деятельность.

Самым эффективным способом познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования.

В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель;решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования.Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлены: центр экспериментирования «Мини- лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.В центре имеется разнообразное оборудование: различные емкости, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, компас, микроскоп, губка, поролон; медицинские материалы (шприцы, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.); природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т. д.); бросовый материал (различные виды тканей)

Также в уголке были размещена познавательная литература.

Созданные условия вызывали у детей повышенный интерес к исследовательской деятельности.

Свою деятельность строила в трех основных формах:

-экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

-познавательная НОД с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Познавательную НОД с элементами экспериментирования проводила, раз в неделю, но если у детей интерес к НОД велик, то мы продолжали НОД уже в игровой форме в свободное время. Этот показатель означал, что у детей возникает познавательный интерес к той или иной деятельности.

Провела открытое интегрированное занятие в детском саду на тему «Воздух».Цель занятия: обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использовала — это опыты. Их проводила как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами, и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для этого подобрала картотеку опытов и экспериментов.

Были проведены такие опыты как: «Мыло-фокусник», «Удивительный магнит», «Чудо-картошечка», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», и многие другие.

Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходил веселый Петрушка и приносил волшебную коробку с запахами,детям было предложено определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук».Игра содержит 4 секции: «Свет» «Запах», «Вкус», «Звук» Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детейсразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя.

Во время прогулки проводила случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересное в природе.На прогулке дети решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Как освободить бусинку из ледяного плена?».Дети очень любят играть с ветром, со снегом и песком. Трудиться на огороде, наблюдать за ростом растений.В режимных моментах: в процессе ухода за комнатными растениями проводим простейшие опыты с почвой, выясняем, какие условия необходимы для роста растений и т. д.

Стараюсь не отвечать на детские вопросы, а предлагаю самим понаблюдать и найти ответ.

Моя работа по формированию познавательного интереса детей с помощью опытно-экспериментальной деятельности ведется в тесном контакте с родителями.

Интересно проходят совместные мероприятия с родителями и детьми. Организовали геокешинг «В поисках клада». В результате, проявляется интерес к практическому экспериментированию и любознательность.

Провели родительское собрание на тему: «Как поддерживать интерес у детей к экспериментированию». Подготовила консультации «Как развивать познавательные интересы дошкольников», «Как правильно организовать опыты».Были разработаны рекомендации для родителей: «Этапы организации опыта и эксперимента».

Провела мастер класс, познакомила родителей со структурой эксперимента.

Организовала конкурс «Занимательные опыты на кухне», победители которого представили свою презентацию эксперимента детям группы.

Совместно с родителями была оформлена стенгазета «Экспериментируем дома».

Итогом проведенной работы стало то,что у родителей появилось желание экспериментировать с детьми дома: они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.).

По итогам выполненной работы можно сказать о том, что интерес детей это такое психическое образование в котором огромную роль играют взрослые. Взрослые направляют интерес ребенка в нужное русло, ведь детям дошкольного возраста интересно все, на что направили их внимание. И поэтому необходимо не упустить это время. Исходя из этого, я уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, так как это пригодится им при обучении в школе.

Продолжая совершенствовать систему работы по направлению, также разработала и успешно реализовала проект «Береги природу», направленный на развитие исследовательской деятельности детей.Итогом реализации данного проекта было: презентация «Красной книги», созданной детьми, с помощью рисунков редких животных Воронежской области нарисованных совместно с родителями.

Проанализировав результаты своей работы по теме: «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста использованием опытно- экспериментальной деятельности», я пришла к выводу, работа в данном направлении эффективна. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

1. повышение уровня развития любознательности и познавательных процессов;

2. совершенствование речевого развития дошкольников;

3. развитие личностных характеристик воспитанников;

4. углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

5. повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Публикации по теме:

«Формирование основ опытно-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) Как природный исследователь окружающего мира, малыш открывает мир через опыт личных ощущений, действий и переживаний. Он изучает все как.

Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у детей дошкольного возраста Процесс формирования физической культуры личности ребенка дошкольного возраста, является неотъемлемой частью педагогической деятельности.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста». Введение Опытно-экспериментальная деятельность.

Программа самообразования «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» Тема: «Расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством включения в опытно – экспериментальную деятельность». 1. Самодиагностика.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Занимательный материал на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Занимательный материал на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Колбешина Анна Владимировна.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 20 марта 2017 в 00:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День весенних стенгазет на МААМ

Весна — лучшая художница. Уверенно держит кисть с яркой краской и меняет черно-белый однообразный пейзаж зимы на разноцветное панно. Сине-желтый ковер из первоцветов, сочная зеленая травка, цветущие...

31 марта. День травянчиков на МААМ

Мы всегда тянемся к чему-то новому, необычному, близкому к природе. А в повседневной жизни, среди серых будней, – ищем радости и праздника, свежих впечатлений. Немало позитивных эмоций смогут нам...

Конспект НОД по пластилинографии в подготовительной группе «Веточка мимозы»
Цель: - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование знакомых техник лепки. Задачи: - познакомить детей с растением...
Фотоотчёт «Развлечение для детей второй младшей группы «Вот Сорока-белобока прилетела...
«Топ-топ по дорожке, топ-топ мы в сапожках. » - топали малыши за Хозяюшкой на развлечение. А вот и Сорока прилетела, много разных затей и новостей...
Оформление музыкального зала к празднику «День матери»
Так хочется, чтоб на планете Всем мамам счастливо жилось. Всегда чтоб радовали дети, Чтоб всё заветное сбылось. День матери — прекрасный праздник. Всем...