юля мещанинова
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, экспериментальной активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое- основа формирования этого качества.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов» размещена в разделах
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности, который широко применял в своей практике С. Френе. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом мы понимаем самостоятельную и коллективную творческую работу, имеющую социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Использовать метод проектной деятельности целесообразно начиная со старшего дошкольного возраста. Так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
В образовательной практике дошкольного учреждения можно выделить следующие этапы работы над проектом.
1. Целеполагание
Детям дошкольного возраста сложно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, воспитатель должен наводить детей на проблему или провоцировать ее возникновение, стараться вызвать к ней интерес.
2. Разработка плана деятельности
- к кому обратится за помощью (к педагогу, родителю, специалисту);
- в каких источниках найти информацию;
- какие предметы (оборудование) использовать.
Необходимо помнить, что проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, поэтому тема, форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
3. Выполнение совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой, поисковой и практической деятельности
Привлекая родителей к данной деятельности воспитателю необходимо продумать каждое задание. Важно чтобы оно было не слишком трудоемким и выполнялось с «желанием и радостью», а в случае необходимости педагог мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. (Приготовить альбом с фотографиями садовых цветов, нарисовать плакат в защиту животных, изготовить кормушку и т. д.)
4. Публичное представление продукта проектной деятельности
На защиту можно пригласить гостей, родителей, детей из других групп. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить детям для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
5. Подведение итогов, определение новых задач для будущих проектов
Во время реализации проекта, помимо прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой, воспитателю важно тщательно продумать и организовать в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлось «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Освоить данную форму работы не сложно. Она увлекает не только детей, но и педагогов. Для достижения успеха стоит придерживаться лишь несколько правил:
- учитывать интересы детей;
- организовывать деятельность без принуждения;
-предоставлять детям самостоятельность, поддерживать их инициативу;
- достигать цели поэтапно;
-тему работы выбирать из ближайшего окружения ребенка, адекватную его возрасту.
Рассмотрим развитие познавательных способностей детей путем проектной деятельности в старшей группе детского сада № 14 г. Королев, Московская область.
Проект «Огород на окне»
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей : 5 – 6 лет.
Проблема: уровень знаний детей о растениях поверхностный. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их развития и роста.
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных и исследовательских интересов в процессе выращивания овощных и цветочных культур в комнатных условиях, создание в группе огорода на окне.
Задачи:
- обогащать и расширять представления детей об овощных и цветочных культурах;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Предполагаемые результаты:
- формирование у детей знаний об овощных и цветочных культурах;
- выявление детьми многообразия и разнообразия посевного материала;
- формирование уважительного отношения к труду;
- развитие познавательного интереса к природе;
- развитие коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества;
- активное участие родителей в реализации проекта;
- создание в группе огорода на подоконнике.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный:
- выявление интереса к теме и уровня знаний (беседы) детей об овощных и цветочных культурах.
- подбор загадок, пословиц, поговорок по теме.
- сбор иллюстративного и информационного материала
- изготовление табличек с названием растений и датой посева.
- приобретение семян, инвентаря, подготовка почвы
- сбор бросового материала для оформления огорода на окне
- разбивка огорода на подоконнике (выбрать контейнеры для посадки, наполнить их землей)
2. Основной:
- цикл познавательных занятий по изучению овощных и цветочных культур (наблюдения на улице)
- посадка семян в землю (рассматривание семян, дать детям понятие о том, что форма и размер у разных растений разные). Посадить огурцы, салат, цветы, лук.
- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания растений в комнатных условиях. Проведение опытов и экспериментов с целью установления связи: растения – вода, растения – почва, растение – тепло.
- наблюдения за растениями:
Опыт «Наблюдение за ростом лука в различных условиях» Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука.
Практическая деятельность на «грядке». Дети учатся правильно ухаживать за посаженными растениями.
- отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей
- ведение дневника наблюдений
3. Заключительный:
- анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей
- составление коллективной стенгазеты «Наш огород»
- выставка детских работ
- праздничное открытие «Огород на окне»
- презентация проекта
Работа с родителями:
- приобретение семян, почвы, инвентаря
- сбор бросового материала
- помощь в изготовлении макетов для огорода
- консультации, беседы по теме проекта.
Планирование (вместе с детьми, исходя из их интереса) :
Игровая деятельность:
настольно – печатные, дидактические игры – «Овощи – фрукты», «Вершки и корешки», «Сад – огород», «Четвёртый лишний», «Во саду ли, в огороде», «Что растёт на огороде», «Чудесный мешочек», «Назови растение», «Найди такое же» и др. ;
подвижные игры – «Овощи в корзинку», «Беги к цветку» и др. ;
сюжетно – ролевые игры – «Цветочный магазин», «На даче», «Овощной магазин», «Повара»;
игры – драматизации – «Репка», «Вершки и корешки».
Беседы:
- Что такое огород на окне;
- Какие растения можно вырастить на подоконнике;
- В мире растений;
- Всё начинается с семечки;
- Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений;
- Чем полезны овощи и др.
Опытно – экспериментальная деятельность:
- проращивание семян;
- строение растений;
- рост и развитие растений;
- узнаем, какая земля.
Коммуникативная деятельность:
составление рассказов – «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», чтение пословиц, поговорок о труде;
художественная литература–О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», А. Максакова «Посадила в огороде», бел. нар. сказка «Пых», К. Чуковский «Огород», загадки, пословицы об овощах, фруктах.
Продуктивная деятельность и художественное творчество:
Конструирование и ручной труд:
- «Дачный домик»
- «Ферма»
Рисование:
- «Помидоры в банке»
- «Репка» (по мотивам русской народной сказки)
- «Красивые цветы».
Аппликация:
- «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
- «Цветочная клумба»
- «Золотые подсолнухи»
Лепка:
- «Во саду ли, в огороде»
- «Ваза для цветов»
Познавательно – исследовательская деятельность:
- составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.
Труд:
- составление графика полива огорода
- организация дежурства
- коллективные и индивидуальные трудовые поручения.
Для проверки эффективности метода проектов были определены показатели и подобраны диагностические методики. В процессе познавательной деятельности дети научатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Помня о том, что важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе работы; соответственно, и оцениваться будет не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
На подготовительном этапе эксперимента было проведено наблюдение и мониторинг формирования у детей интегративного качества «Любознательный, активный» (автор Ю. А. Афонькина) детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика интегративного качества «Любознательный, активный»
Высокий уровень –3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 1 балл.
Результаты диагностики уровня развития детей
НАЧАЛО ГОДА: КОНЕЦ ГОДА:
Высокий уровень 3 детей 15 % Средний уровень 12 детей 63 % Низкий уровень 4 детей 21 %
Высокий уровень 11 детей 57 % Средний уровень 8 детей 42 % Низкий уровень 1 детей 5 %
Изменение критериев оценки до и после исследования (Рис. 1) показывает, что в среднем по группе по всем критериям показатели увеличились, т. е. изменения позитивные, в совокупности это приведет к увеличению уровня исследуемого качества в целом.
Изучение динамики развития интегративного качества «любознательный, активный» позволил сделать вывод о позитивности изменений (Рис. 2). У большего количества дошкольников отмечается высокий уровень исследуемого качества (с 15% до 57%). Снизилось количество детей со средним уровнем развития любознательности, активности (с 63% до 42%) и низкими показателями (с 21% до 5%).
Результаты работы по проектной деятельности показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников. Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.
Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Как педагогическая технология он ориентирован:
– на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
– на приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение их планировать;
– на формирование таких качеств, как умение договариваться.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ.