Валентина Петровна Сковородкина
Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка,посвящена вопросу о различных нарушениях
звукопроизношения, встречающихся у дошкольников. Даны рекомендации, которые могут использовать при роботе с детьми по воспитанию правильного звукопроизношения,
педагоги и родители.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научится управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Публикация «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В результате такой работы к 4-5 годом ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку 5 лет, а он не произносит отдельные звуки или несколько групп звуков : шипящие заменяет свистящими, звук [л] произносит как [в], звук [р] – картаво.
Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечётко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко–слогового, звуко - буквенного анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а так же от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата – если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке – исправит хирург – стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений ребёнок сам «растянет» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих анатомиях следует обращаться к врачу – ортодонту.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из - за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произношения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки [р], [л], группа звуков [ш], [ж], [ч],[щ] или несколько групп звуков : сопоры [р], [л], [н], свистящие [с], [з], [ц], шипящие [ш], [ж],[ч], [щ] и т. д. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречаются у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки. В первом случае ребёнок не различает звонкие и глухие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой («На берёзе распустились бочки» (вместо «почки»). Во втором случае ребёнок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков. («Маса пошла в сколу.» вместо «Маша пошла в школу.»). В третьем случае при искажённом произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так же является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Система расслабляющих упражнений поможет снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции, и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.
Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, весёлых стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходить легче.
Уже в четыре года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут развивать у ребёнка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствовать развитию речевого слуха.
Благоприятный эмоциональный фон создают упражнения типа путешествия «Весёлого язычка». В дальнейшем аналогичные сказки дети начинают сочинять сами.
Определив затруднения, которые возникают у ребёнка при выполнении того или иного упражнения, надо строить занятие с учётом выявленных трудностей, выбирать специальный комплекс упражнений.
Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для губ;
- сочетания движения губ и выдоха;
- упражнения для языка;
- сочетания движений языка и выдоха;
- голосовые упражнения на материале гласных звуков;
- анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием
опорных схем для поз губ и языка.
Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрирование. Подключать свою руку и руку ребёнка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.
Ребёнок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому надо включать задания на выделение звука из слова, пусть ребёнок определит, где стоит звук - в начале, середине или в конце слова. Закрепление правильного произношения звука проводятся в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.
Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы : изготовление аппликаций, рисование, лепка, конструирование, раскрашивание.