Лучший педагог года

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников

Наталья Васильевна Фулавкина
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников

С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитатель должен строить свою работу таким образом, чтобы помочь детям легко интегрироваться в окружающий мир, адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, уметь работать в команде, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели. Поэтому перед воспитателями стоит особая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемент функциональной грамотности. Начинать реализовывать данную задачу важно уже с дошкольного возраста. Это закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада. На протяжении всего дошкольного периода воспитатели должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности. Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?

Публикация «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников» размещена в разделах

Естественно-научная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности делится на три основных компонента:

1) Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний:

- Умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинноследственные связи между естественнонаучными явлениями и объектами.

- Умение прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.

2) Способность интерпретировать данные и использовать их для выводов:

- Владеет способами работы с данными (со знаками, символами, таблицами, схемами) естественнонаучных явлений в различных видах деятельности.

- Умение использовать данные для объяснения причин, взаимосвязи объектов окружающего мира и делать выводы, умозаключения на основе данных из разных источников.

3) Способность применять методы естественнонаучного исследования

- Умение выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов и определять адекватные методы для их решения.

- Умение следовать простому алгоритму в использовании методов.

- Способность сбора информации из разных источников о естественнонаучных явлениях.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность наиболее продуктивно и интересно. Благодаря различным опытам и экспериментам дети имеют возможность раскрыть тайны природы, уточнять знания о качествах и свойствах объектов живой и неживой природы, о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Именно эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы. В младшем дошкольном возрасте идет познание мира в целом. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность. В подготовительном возрасте уже более углубленная исследовательская деятельность, где выводы делает сам ребенок.

Для успешного проведения опытов, исследований, необходимо создание мини-лабораторий или центра экспериментирования, в хорошо освещенном месте.

В них должны быть размещены различные материалы для исследований:

• образцы песка, глины, чернозема;

• образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);

• камни (галька, гравий, керамзит);

• медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;

• семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);

• семена огородных культур;

• гербарий (растения, произрастающие в нашей местности);

• хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;

• соль, сахар, лимонная кислота.

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование:

• разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.);

• шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито;

• увеличительные стекла, лупы (микроскоп);

• измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

• фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

• компас, бинокль;

• пилочки, наждачная бумага, пипетки;

• губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. ;

• микроскопы, глобус.

В формировании предпосылок естественнонаучной грамотности важную роль играет, применение метода наблюдения, где дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Данный метод необходимо использовать во всех возрастах: в младшем возрасте планируются кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как внимание детей данного возраста неустойчивое. В среднем возрасте воспитанники уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе, способны воспринимать окружающие предметы в деталях, поэтому содержание наблюдения усложняются: учатся рассматривать не только животных, но и растения, предлагается, как один, так и два объекта одновременно, например: «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ». Дети старшего возраста способны не только принимать познавательную задачу, но и самостоятельно ставить её во время разнообразной деятельности. Восприятие детей становится более дифференцированным, поэтому наблюдение становится всё более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения: «Сначала рассмотрим, какой кролик, потом – что и как он ест, как передвигается» и действовать в соответствии с ним. Применяя систематически метод наблюдения, у детей формируется : умение наблюдать, логически мыслить, понимать и называть явления природы (снегопад, гроза, туман и др.); умение видеть и выделять проблему; находить решение; анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Ещё одна из важных форм работы, способствующая формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников, является проектная деятельность. Проектная деятельность дает возможность объединить всех участников образовательного процесса: воспитатели, дети, родители. Использование проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Благоприятное воздействие на расширение знаний детей об окружающем мире в работе оказывают игры: дидактические игры, подвижные, настольно-печатные, сюжетно – ролевые, творческие, игры – путешествия и др. Игра — ведущая деятельность дошкольника, которая позволяет «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Использование игр природоведческого характера позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, познавательный интерес.

Не мало важную роль в формировании предпосылок естественнонаучной грамотности дошкольников играет использование в работе театрализованной деятельности. Театр является методом, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Используя экологические постановки, решаются следующие задачи: привлечение внимания к проблемам окружающей среды; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.

Для успешного формирования естественнонаучных представлений у детей, важна специальная развивающая среда. Так оформленный в группе центр природы, где собраны разные виды комнатных растений, посредством которых знакомлю детей с потребностями растений, учу находить существенные признаки, их приспособления к жизни, а также способы ухода за ними. Дети систематически наблюдают, ухаживают за растениями. Оформленный календарь погоды со схемами изображений погодных явлений, позволяет детям наблюдать за погодой, фиксировать погоду и состояние живой природы, вставлять картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице.

Для формирования естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:

Первым условием является смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

Таким образом, формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности в нашей работе с детьми. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются компетенции, необходимые при дальнейшем обучении в школе. Мы учим их работать в команде, креативно мыслить, быть инициативными и находить нестандартные решения. А в работе воспитателей появляется возможность к использованию новых технологий и методов, повышаются профессиональные компетенции.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование естественнонаучной грамотности «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников
Опубликовано: 3 января 2024 в 13:53
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД