Светлана Прозорова
Опыт работы по теме «Поддержка детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поддержка детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»
Обобщила и составила старший воспитатель МБДОУ д/с №28 Прозорова С. Ю.
Данный опыт накоплен в результате реализации одной из задач годового плана в 2021-2022 учебном году.
Публикация «Опыт работы по теме „Поддержка детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Анализируя деятельность педагогов, по данной теме наблюдали такую картину, воспитатели не всегда поддерживают инициативу детей, сами определяли план деятельности и действовали строго по плану, не учитывая предложения детей. Инициатива больше шла от самих педагогов. Тогда с педагогическим коллективом решили изучить технологии, методы и приёмы, условия, способствующие развитию инициативности у детей.
Как работал коллектив по решению данной задачи.
Сначала с педагогическим коллективом разобрались с понятиями:
Поддержка – это действие, которое оказывается человеку с целью помочь ему справиться со своими эмоциями, волнением, страхами, сомнениями, неуверенностью, чтобы он стал сильнее и эффективнее справился с какой-то сложной для него ситуацией. Поддержка – это внешний дополнительный, но не основной ресурс, на который может опираться человек.
Педагогическая поддержка - совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. (Словарь педагогического обихода.)
Инициатива - (лат. initiare начинать) почин, принятие человеком самостоятельного решения, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. (Краткий словарь современной педагогики)
Детская инициатива - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своего положения и позиции в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а так же самосовершенствование и развития. Яндекс Википедия)
Инициатива – качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям
Детская инициатива – самостоятельное, внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Поддержка детской инициативы – незначительное оказание помощи ребенку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Педагогическая технология (от др. -греч. — искусство, мастерство, умение; — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок. (Яндекс Википедия)
В литературных и интернет источниках нашли подтверждение того, что о личности 21 века мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ», ФГОС ДО и ФОП ДО.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
В ФОП ДО которая является основой для ОП ДО МБДОУ д/с №28 в содержательном разделе четко прописаны «Способы поддержки детской инициативы».
На одном из семинаров с педагогами разобрали основные условия развития детской инициативы и самостоятельности :
• обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком;
• уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• оказание не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
• установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
На наших семинарах мы определили, что инициативный ребенок- это тот ребёнок, который стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
С педагогами рассмотрели, где и как проявляется детская инициатива.
Познавательное развитие (детские проблемные поисковые вопросы, опытно – экспериментальная деятельность, исследовательская деятельность)
Игровая деятельность (воображаемые игровые ситуации)
Социально – коммуникативное развитие
Продуктивная деятельность
Физическое развитие
Художественно эстетическое развитие.
Повторили и изучили технологии, которые способствуют поддержке : детской инициативы
Технология проектирования
Технология экспериментирования
Технология моделирования, конструирования
Технологии продуктивной деятельности
Игровые технологии (Квест – игра или приключенческая игра - командная игра с выполнением заданий)
Технологии поддержки речевой деятельности
Технологии проблемного обучения
Кейс – технологии
Технология групповой сбор: утренний и вечерний круг
Технология Лэпбук
Многие технологии педагоги используются в практике. Но нас заинтересовала такая технология как «План- дело – анализ» или «Планируем с детьми вместе» Л. В. Михалковой- Свирской
Данная технология является эффективным средством проектирования и организации образовательного процесса в группе, а так же способствует проявлению активности ребёнка, любознательности, планирование определённых действий.
Технология «План – дело - анализ» состоит из 3-х компонентов:
Первый компонент – «План», осуществляется в форме утреннего сбора, в понедельник, во время которого проходит совместное планирование, В начале недели объявляю детям тему недели, спрашиваю, что дети знают по данной теме и что хотят узнать. В ходе активного обсуждения вырабатываем с детьми план действий, вывешиваем на самом видном месте. Есть определё нные правила ведения записи:
- записи выполняются в печатном виде;
- обязательно фиксируется имя автора;
- предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора;
- идеи детей и идеи взрослого записывается фломастером разных цветов;
- по договорённости устанавливается особые пометки о выполненных пунктах плана.
Далее вместе с детьми решаем как мы будем реализовывать план, что будем делать, чтобы узнать?
Далее дети делают выбор видов деятельности (места работы, материала, партнёрства и пр.) в центрах активности, здесь используем экран «Мой выбор». Экран «Мой выбор: это центры активности нашей группы и значки на магнитиках каждого ребёнка.
Второй компонент – «Дело» - деятельность в центрах активности. Большое внимание в данном случае уделяем подготовке материалов, оборудования, литературы, развивающих заданий, различных карточек, дидактических игр в центрах активности в соответствии с выбранной темой проекта или темой недели. От этого напрямую зависит интерес детей к выбору центра активности и вида деятельности.
В понедельник у нас всегда проходит занятие по ознакомлению с окружающим миром и миром природы по теме недели, поэтому дети после занятия в свободное время по инициативе находят интересные занятия, игры в центрах активности. Свой выбор они меняют по желанию. Обычно это происходит в утреннее время до основных занятий и в вечернее время, где больше времени отводится на самостоятельную деятельность детей.
Каждое утро, во время утреннего сбора. напоминаем детям тему недели и предлагаем детям делать свой выбор, где сегодня они хотят поиграть по предложенной теме.
Непосредственное вмешательство в самостоятельную работу детей может быть :
- когда дети просят помощи взрослого;
- конфликты, нерешаемые самими детьми,
- или когда воспитатель планирую педагогическую цель научить чему-нибудь.
Третий компонент образовательной деятельности «Анализ» - итоговый сбор. Он проводится ежедневно, после того как дети выполнят задуманное, реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, математики, науки, воды и песка, строительства, мастерской и др.)
Задачи итогового сбора:
- отметить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности;
- организовать процесс рефлексии, обсудить насколько полученный материал соответствует задуманному, что помогло, а что мешало достижениям цели
- наметить последовательные шаги командной работы. Индивидуальных занятий
И заключительный анализ по теме недели проводится в конце тематической недели. Где дети подводят итог своей деятельности по теме недели. Что они узнали. Что они делали, что получилось хорошо, чему научились.
Продолжительность работы по теме недели может длится столько дней, времени:
- сколько у взрослых будет сохраняться творческая готовность поддерживать ее новыми идеями, ресурсами:
- сколько у детей будет интерес к выбранной теме, содержанию, деятельности.
Продолжительность работы по теме недели позволяет детям пробовать свои силы в разных видах деятельности
Значимым аспектом в развитии инициативности детей являются родители.
Именно педагоги и родителей — помогают ребёнку в жизни определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой ребёнок может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности. С родителями было проведено анкетирование «Как родители создают условия для развития детской инициативы в дома». Анкетирование проводилось в онлайн режиме, это очень удобно, не требуется бумажных затрат. По результатам анкетирования мы увидели, что родители дома создают условия для развития самостоятельности и творчества. Но в общении с детьми, многие родители. когда дети допускают какие то ошибки при ответах – исправляют их, дают им правильный ответ, не стараются дойти до истины наводящими вопросами. По результатам анкетирования родителям была предложена консультация «Способы поддержки деткой инициативы в каждом возрастном периоде».
К какому же результату мы пришли?
Мы продолжаем работать по данной технологии, встречаемся со сложностями, так как не всегда имеется разнообразный, интересный материал для центров развития по каждой теме, с каждым годом он нарабатывается, пополняется. Мы над этим будем продолжать работать дальше.
Но наблюдая за деятельностью педагогов, хочу отметить, что воспитатели в старших группах при использовании технологии «План-дело-анализ» планируют образовательную деятельность и учётом предложений и интересов детей по предложенной теме недели.
Наблюдаем как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к учебным). Дети стремятся к организации игр, продуктивных видов деятельности, общению. Они умеют находить занятие, соответствующее собственному желанию, включаться в разговор, предлагать интересное дело.
Таким образом, сутью развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий. Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.