МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста»

Наталья Копосова
Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Публикация «Опыт работы по теме „Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

На основании требования ФГОС, реализация программы ДОО, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы. Для дошкольников, прежде всего это игра, познавательная и исследовательская деятельность.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, а также речь. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. И поэтому я задалась задачей найти интересные игры для развития речи детей.

Изучая современные технологии, я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов и игр ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Цели ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Используя в своей работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываю следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения).

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность, так дети лучше запомнят.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Использовать игры и упражнения технологии ТРИЗ начала со второй младшей группы. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности, я использую элементы ТРИЗ - технологии и в свободной деятельности детей.

В режимных моментах, на прогулке, при умывании использовала прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей.

Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т. д.

В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление.

В своей работе использую игры с элементами ТРИЗ : как часть другой игры; в режимных моментах; как часть непосредственно-образовательной деятельности.

Методы и приёмы ТРИЗ, которые мы применяем.

Метод «мозгового штурма» - для активизации мыслительных операций, групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей : умение вести спор, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, но и, конечно же, расширяется и активизируется их словарь. Например, игры «Маша-растеряша», «Как перейти с одного берега реки на другой» и т. д.

Метод «Синектика», или метод эмпатии: предлагаем ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Например, такое задание: предложить детям представить какой-либо объект; обсудить объект с привычной точки зрения; предложить пофантазировать (превратиться в данный объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в настоящий момент). Дидактическая игра «Где живет мышка?» (в сказке, на обертке конфеты, в книжке, на картинке стола, «Назови часть предмета», «На что похоже» и другие.

Метод «Да-Нет-Ка» – этот метод дает возможность организовать детей на ту или иную деятельность, находить и отвечать на поставленную перед детьми проблему, отвечать на вопросы взрослого и детей, находить нужное решение в поставленной задаче.

Технология обучения детей составлению загадок. Основные модели составления загадок.

*Какой? Жёлтый, но не лимон,

*Что делает? Шипящий, но не вулкан,

*На что похоже? Круглый, но не мяч.

*Что бывает таким же? Самовар

*Что (кто)делает так же?

*Чем отличается?

Метод системного и морфологического анализа. Системный анализ позволяет рассмотреть мир в системе. Морфологический анализ развивает творческое воображение, фантазию, преодоление стереотипов. С помощью них мы рассматривали такие понятия как «Солнечная система», «Времена года». А также изобретали новый объект, меняя признаки.

Работа с противоречием. Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший или плохой (игра «Хорошо-плохо», большой и маленький (сосулька сначала маленькая, а потом большая). Решаем противоречие при помощи игр : «Скажи об одном предмете много», «Если бы ты попал в сказку…», «Волшебная палочка- уменьшалка или увеличивалка», «А что, если…».

Обучение детей словотворчеству и сочинительству. В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения: «Складные картинки» - учить подбирать с изображениями предметов, названия которых рифмуются, «Придумай чистоговорку».

Практика показала, что в подобранных играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и речевое общение, а также обогащается словарь. ТРИЗ технология очень интересна и увлекательна - стоит только поглубже с ней познакомиться. Но не стоит забывать, что ТРИЗ - это система.

Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи : у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми, и соответствует новым требованиям системы образования.

Публикации по теме:

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 22:50
+131Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Копосова (УИ 174657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД