Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста

Лариса Маркина
Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста.

Cовременному обществу необходимы люди, умеющие думать и объяснять, принимать неординарные решения, обладающие коммуникативной компетентностью. Но, к сожалению, главной и отличительной чертой нашего, общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютеров и гаджетов, а так же недостаток общения родителей со своими детьми.

Игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире, быть активными и приносить пользу окружающим, уметь говорить, общаться?

Для того чтобы дошкольник занимался какой-либо деятельностью, в частности речевой, нужна устойчивая мотивация. Это значит, что речевые занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении. Чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью.

Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении технологии ТРИЗ, т. к. на мой взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию всех компонентов речи. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.

В своей работе в развитии речи детей я использую игры с элементами ТРИЗ, которые содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Предлагаю вашему вниманию некоторые игры с элементами ТРИЗ, которые я использую в своей работе.

Игра "Хорошо - плохо".

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать, развивая речь)

Ход игры: Детям предлагается объект, не вызывающий у них стойких положительных или отрицательных ассоциаций. Играющие должны назвать как можно больше положительных и отрицательных сторон предлагаемого предмета. Например: варежки — мягкие, теплые, пушистые… колючие, намокают от снега, неудобно играть…

Игра «Найди общие признаки»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета, находить общие.

Ход игры: берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например: шапка и чашка).

Игра «Что умеет делать?»

Цель: учить детей подбирать слова обозначающие действия предмета.

Ход игры: Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Например: Что может мяч? (Прыгать, лежать, катиться, скакать, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, пачкаться.

Игра «Составь рассказ по картинке»

Цель: Увлечь детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам. Упражнять в правильном подборе слов. Развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.

Материал: Карточки с изображением различных картинок.

Ход игры: Ведущий перемешивает карточки, а затем по очереди раздаёт игрокам по одной. Игра может начинаться с трёх карточек, если дети справляются с заданием, то карточки прибавляются. Со временем ведущим становятся дети.

Игра «Угадай, что у меня на картинке».

Цель: Учить детей по описанию определять объект.

Ход игры: Ведущий берет картинку с изображенным объектом и описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Лучше описывать объект от общего к частному. Со временем ведущим становится ребенок.

Игра «Сравни правильно»

Цель: Развивать связную речь, логическое мышление

Ход игры: Ведущий произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта сопоставления. Например: Лиса хитрая, а Колобок желтый. Заяц серый, а петушок смелый.

Игра «Сказочники»

Цель: Развивать речь, мышление, воображение, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: В шкатулке лежат небольшие предметы. Первый ребенок берет любую игрушку из шкатулки. Надо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Очень важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же объектом.

Игра «Сенсорная коробочка».

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры: В сенсорной коробочке спрятан какой либо предмет. Дети должны угадать что это, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорной коробочки. На вопросы детей отвечает ведущий. Первое время – воспитатель, а потом – ребенок.

Зрение: форма, размер, цвет, части, величина.

Осязание: какой на ощупь,

Слух: какой издает звук

Обоняние: есть ли запах

Вкус: съедобный, не съедобный, сладкий, кислый…

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста

Игра «Волшебная дорожка»

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания с помощью сочетания новых частей; формировать действия познавательного характера; создавать условия для оценки ребенком полученных им идей; развивать связную речь.

Ход игры: Дети выбирают предмет или сказочного персонажа, который проходит по волшебной дорожке и приобретает себе качества встречаемых на ней предметов.

Игра «Подбери картинку»

Цель: Учить находить логические связи между предметами.

Ход игры: Перед ребенком две карточки: на одной три предмета, два из которых имеют между собой логическую связь. Надо найти эту связь и подобрать пару к третьему предмету. Варианты ответов предлагаются на второй карточке. Например: Петух, цыпленок, собака (щенок); Доктор, шприц, продавец (весы).

Игра «Скороговорки по мнемотаблицам»

Цель: Учить детей проговаривать скороговорки с помощью мнемотаблиц.

Ход игры: Перед ребенком мнемотаблица со скороговоркой. Ребенок заучивает скороговорку с помощью карточки, повторяет несколько раз, пытаясь сказать быстрее.

Благодаря играм и упражнениям, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной, стимулируют речевое творчество детей. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой поставленной задаче, быстро включаются в занятия. Поэтому адаптированное использование методов и приёмов технологии ТРИЗ с детьми дошкольного возраста является неоспоримым.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2021 в 15:20
+237Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Проект в первой младшей группе «Наш друг — Снеговик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полянский детский сад «Сказка» муниципального образования Рязанский муниципальный район...
Интегрированное спортивное занятие в младшей группе к 23 февраля «Отважные моряки»
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социализация», «Познание», «Речевое развитие»....
Соревнования «Зимние забавы»
Зимние забавы 2021 г. Пермь Холодно, морозно нынче во дворе! Так всегда бывает зимою в феврале! Что же детям делать? Как же им гулять? В зимние забавы мы...