МААМ-картинки

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста (13 фото)

Светлана Смирнова
Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Публикация «Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются :

* формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для познавательно-исследовательской и изобретательской деятельности; * развитие творческих способностей;

* формирование качеств творческой личности.

Достижению этих целей способствует решение следующих задач:

- осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром

- формирование системного мышления;

- воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.

- развитие творчества, воображения в разнообразной изобразительной деятельности.

При решении триз-задач используются следующие приемы :

– графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;

Фото №1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом,

Фото №2 Старшая группа СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вхождение в роль кого-либо или чего-либо;

Фото №3 Обществу нужны люди интеллектуально смелые самостоятельные оригинально мыслящие творческие умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого

Ребёнок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой и жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами.

Фото №4 Публикация Использование приёмов ТРИЗ технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста размещена в разделах Старшая группа ТРИЗ Фото №5 Умелое использование приемов и методов ТРИЗ теории решения изобретательских задач успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку творческое воображение диалектическое мышление

– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;

– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные ( Пример: "книга" -хорошо - из книг узнаешь много интересного, плохо - они быстро рвутся. " дождь - хорошо - поливает растения, плохо - можно вымокнуть.)

– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия

Фото №6 развитие творчества воображения в разнообразной изобразительной деятельности

– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;

Фото №7 При решении триз задач используются следующие приемы графическая аналогия умение обозначать каким либо символом реальный образ или несколько образов выделив из них общие признаки

– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать новое фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться. Например : "Левообезьян". Его родители - лев и обезьяна. Живёт в жарких странах. Быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.

Фото №8 эмпатия отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Можно применить следующие игры:

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,.)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

Основной этап работы педагога - тризовца - это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок на основе уже известных детям, так называемый коллаж из сказок. (Примером могут служить всем известные " Машины сказки", " Машины страшилки".)

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”,

Фото №9 Вхождение в роль кого либо или чего либо

“Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”,

Фото №10 Ребёнок не только понимает но и сам может изобразить мимикой и жестами различные эмоциональные состояния объяснить их словами

“На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками.

Фото №11 дождь хорошо поливает растения плохо можно вымокнуть

Сначала простые (построй домик из 12 палочек, затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону).

Фото №12 каталог умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия

На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками, шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды. Такие задания очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.

Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи :

на общее развитие;

на проверку инерции мышления;

на использование приемов фантазирования.

Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приёмов ТРИЗ - технологий соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что " педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития".

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 16:15
+214Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Смирнова (УИ 674516) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД