Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Ильина Анастасия
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Джордано Бруно

При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала,преимущества которых состоят в следующем:

– многофункциональность;

– экономическая выгода;

– общедоступность.

Работу по развитию мелкой моторики пальцев лучше начинать с массажа пальчиков, кистей рук. Вместе с традиционным пальчиковым массажем используется массаж с различными предметами.Например:

• прищепочный массаж;

• массаж орехами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями;

• массаж зондами, зондозаменителями.

Такие массажные упражнения, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Использую массаж и при автоматизации поставленных звуков при сочетании массажа с орехами. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру.

Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать.

Игры с предметами.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами:

• резинки;

• спичечные коробки;

• прищепки;

• скрепки;

• пуговицы;

• счетные палочки.

Игры с крупами и семенами:

«Найди предмет»;

«Что вырастет?»;

«Дорисуй портрет»;

• Рисунки на манке;

• Сухой бассейн. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

• Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

развитию фантазии и образного мышления.

Важным моментом является развитие тактильной чувствительности.

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств,были изготовлены дидактические игры:

«Чудесный мешочек». Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет.

• Ёжики;

• Веселая змейка.

Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности.

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Каждую пятницу на логопедическом пункте проводится кружок «Как умелые ручки язычку помогали», где мы с детьми рисуем, используя нетрадиционные техники рисования.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник также способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

•Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

•Внимания и усидчивости;

•Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

•Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Техник нетрадиционного рисования очень много:

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки;

рисование песком, солью;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия;

набрызг;

печать по трафарету;

пластилинография и т. д.

Одним из важнейших условий эффективности работы по развитию мелкой моторики является совместная работа родителей и педагогов.

Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

С целью знакомства родителей о важности развития мелкой моторики были оформлены папки-передвижки «Развитие движений кисти и пальцев рук детей», «Игры на кухне», были проведены консультации по данной теме, изготовлены буклеты. Оформлены выставки рисунков, персональные выставки. Еженедельно в индивидуальных тетрадях даю задания по развитию мелкой моторики. Это помогает мне подготовить родителей к индивидуальной работе с ребенком дома, закреплению полученных навыков у детей.

Подводя итог, хочется отметить, что работая по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов и приемов,дает результаты: - у детей повысилась любознательность, интерес к занятиям; -сформировались знания об определенных речевых эталонах; -у детей появляется желание творить, говорить, исправлять свои недостатки в речи; -наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики.

Прикреплённые файлы:

inovaci-v-logopedi_bjd9d.pptx | 6211,15 Кб
 
Публикации по теме:

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Использование нетрадиционной методики художественно-эстетического развития детей 3–4 лет для развития мелкой моторикиИспользование нетрадиционной методики художественно-эстетического развития детей 3–4 лет для развития мелкой моторики В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит проблема повышения эффективности обучения.

Роль мелкой моторики в развитии речи детей Эти прекрасные слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Это не просто красивые слова. Доказано, что тонкая работа пальцев.

Игры, используемые учителем-логопедом для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи Игры, используемые учителем - логопедом для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок.

Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИспользование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста При формировании тонкой моторики пальцев рук, усложняется строение мозга, развивается психика и интеллект ребенка. Развивая мелкую моторику.

Опыт работы «Использование инновационных форм и методов при обучении грамоте детей с ОНР» Важным моментом при систематической работе с детьми с общим недоразвитием речи по устранению речевых нарушений и подготовке к обучению в.

Семинар-практикум для воспитателей «Волшебные круги. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в семинаре, с нетрадиционной технологией аппликации для развития мелкой моторики у детей с общим.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Опубликовано: 16 марта 2016 в 18:08
+172Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июля. День летних путешествий на МААМ

5 июля 1841 года баптистский проповедник и борец с пьянством Томас Кук организовал первое в истории туристическое агентство. Оно существует и сейчас. В честь дня рождения всех мировых турбюро и недавнего...

5 июля. День В.Г.Сутеева на МААМ

Владимира Григорьевича Сутеева называют добрым волшебником, потому что читатели его произведений, даже вырастая, не забывают их. Симпатичные и веселые герои сутеевских сказок уже больше полувека живут в...

Игра из фетра «Мир животных»
Познавательная игра "Мир животных" выполнена из фетра. Она содержит пять отдельных игровых полей размером 25см. x 35см. Цель игры - ознакомление...
ОД «День Семьи Любви и Верности» с детьми подготовительной к школе группе
ОД с детьми подготовительной к школе группе «День семьи, любви и верности». Цель: • Развитие интеллектуальных, эмоциональных и нравственных качеств детей....
Мастер-класс по конструированию из бумаги способом оригами «Птеродактиль — летающий...
Материал: бумага квадратной формы, пластмассовые глазки, фон к макету «Динозавры» из МААМ. RU – библиотеки образовательных материалов. Ход...