Борисова Елена
Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков в процессе игры со льдом
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование в дошкольном образовании определено как вид деятельности для развития исследовательской, творческой активности и формирования предпосылок инженерного мышления детей.
Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач.
Публикация «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков в процессе игры со льдом» размещена в разделах
Особый интерес у меня вызвала нетрадиционная техника конструирования – игры со льдом.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук детей в играх со льдом, способствует формированию предпосылок инженерного мышления.
Цель: формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у дошкольников в играх со льдом.
Поставила перед собой следующие задачи:
Образовательные задачи:
1. обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению.
2. развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций
Развивающие задачи :
1. развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память
2. развивать конструктивные навыки
3. совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность
Воспитательные задачи:
1. воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству
2. развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна.
3. привить навык коллективной работы.
В работе по данному направлению планирую достичь следующих результатов (целевых ориентиров) :
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем;
ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
Содержание образовательного процесса.
Цель игр со льдом – развитие тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами.
Происходит воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме.
Для начала ребёнок взаимодействует со льдом 10-15 секунд, затем отпускает руки в тёплую воду.
Организация игр не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.
Для их проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовятся в специальных ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Передо мной встала задача, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция. Разработала картотеку игр, в которой учитывала основные направления развития детей.
Для работы со своими воспитанниками определила 3 категории игр.
1 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом 10-15 секунд.
2 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом до 25-30 секунд.
3 категория игр
Выкладывание замков, построек из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
«Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляю представления о форме и величине, последовательности. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции. Таким образом, в процессе нетрадиционной игры у детей формируется интерес к математике, естественно – научной сфере, через познание, поисково-исследовательскую и конструктивную деятельность, изменяются формы взаимодействия взрослого с детьми.
Пространственные представления закрепляем, играя в игры «Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст». Чтобы закреплять знания по лексическим темам, предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием.
Игры «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию познавательных процессов (анализ, синтез).
Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя льдинки, только уже и маленьких и больших размеров.
Результативность.
Оценивая результаты проведенной работы, могу отметить положительную динамику в развитии своих воспитанников :
1. Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации.
2. У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений.
3. Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием.
4. Развивается наглядно-образное восприятие.
5. Совершенствуются память, мелкая моторика, мышление, усидчивость, творческие способности.
6. Повышается положительный эмоциональный настрой
Заключение.
Игры со льдом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и интеллектуальной сферы детей. Играя со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, у них возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.
Занятия, на которых используются игры со льдом, проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, у детей сохраняется интерес до конца занятия.