Папки-передвижки

Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраст

Людмила Васильевна Кораблина
Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраст

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

МБДОУ “ЦРР- д/с № 196”

Воспитатель Кораблина Л. В.

Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраст» размещена в разделах

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации ФГОС ДО, принципиальным отличием которого является – исключение из образовательной деятельности учебной модели, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей : чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией я использую игры-упражнения. Каждая игра начинается с презентации. Я показываю и называю предмет, который участвует в игре и рассказываю, как надо с ним действовать. Все это я делаю не спеша, так как ребенок копирует все действия воспитателя. Затем дети выполняют упражнения сами. В своей практике я использую игры-упражнения с пальчиками, такие как: «Мы делили апельсин», «Пальчики здороваются», «1, 2, 3, 4, 5 вышли пальцы погулять» и многие другие. Такие игры совершенствуют ловкость и точность движений, внимание, память, формируют правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Также дети любят работать с пластилином. Это способствует развитию у ребенка не только моторики рук, но также усидчивости, аккуратности, умения подбирать нужный цвет. Это могут быть детские сюжетные композиции, животные, птицы и т. д.

В своей работе я также активно использую такой вид детской деятельности как конструирование, связанный с моделированием — оригами. Доступный материал позволяет широко использовать технику моделирования в детском саду. Работая с листом бумаги, ребенок овладевает навыками моделирования. Производимые действия развивают мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию, синхронность движений обеих рук. Сначала я показываю детям как складывать тканевые платочки, вместо бумаги. Так ребенок имеет возможность прочно усвоить приемы наложения углов, совмещения сторон, и ошибки при этом легко исправить. Когда дети имеют практику складывания платка, они более точно и уверенно работают с бумагой. Следующее направление — это работа с трафаретами с использованием простого карандаша. Трафареты беру на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда и т. д. Сначала мы прорисовываем предмет, а затем его штрихуем. При этом стараемся выделять границу штрихуемого предмета и соблюдать расстояние между линиями. Такая деятельность способствует развитию глазомера. Использование дидактического материала повышает эффективность и продуктивность занятия за счет развития слухового внимания и зрительного восприятия. С этой целью я использую такой материал как: «волшебные мешочки», счетные палочки, бархатные коврики, разрезные картинки. Из палочек мы выкладываем буквы, геометрические фигуры. Затем я усложняю задачу — прошу детей сложить лесенку, елку, снежинку и т. д. В игре «Волшебный мешочек» ребенок развивает зрительное внимание, память, способность узнавать предметы на ощупь. На бархатной бумаге провожу игру «Каждому — свой домик», «Подбери нитки по цвету», «Сложи картинку». При этом у ребенка развивается пространственное представление, умение распределять на листе бумаги элементы картины в определенном порядке : справа, слева, вверху, внизу.

Также в своей работе я использую игры с песком. Принципы игр на песке просты и незатейливы. Они очень интересны и разнообразны, а также носят познавательный характер. Например, мы пишем пальчиками буквы, цифры, рисуем геометрические фигуры, а также сочиняем сказки на песке. Песок помогает дольше сохранить работоспособность детей. В песочных играх дети совместно преодолевают трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга. Появившийся у девочек интерес к вышиванию и мое увлечение изонитью подтолкнули меня к организации кружковой студии «Изонить». Деятельность в студии также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное воспитание, развитие глазомера, логического мышления. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Также подобная деятельность развивает усидчивость, терпение, умение доводить начатую работу до конца.

Список литературы

1. Краснощекова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. -Ростов н/Д. : Феникс, 2006

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013

Публикации по теме:

Презентация «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста» Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, изучив методическую литературу и опираясь на требования «Программы воспитания и.

Развитие мелкой моторики рук детей с ОНР посредством кружковой работы Развитие мелкой моторики у детей с ОНР - важная задача, которую решает не только учитель-логопед, но и воспитатель. Мы предприняли попытку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраст
Опубликовано: 14 января 2015 в 13:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД