МААМ-картинки

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте

Синибор Алла
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте

Синибор А. А., старший воспитатель

Слайд 2.

Сегодня ФГОС ДО определяет, что ребенок в результате освоения программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести такое интегративное качество, как универсальные учебные действия, т. е. умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

Публикация «Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Слайд 3.

К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки УУД : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Слайд 4.

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации:

взаимодействие — общение, обмен информацией, получение знаний;

• кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу;

• умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• умение слушать собеседника, задавать вопросы вступать в диалог;

• умение вести монолог, отвечать на вопросы;

• морально-этические качества — способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.

Слайд 5.

Личностные универсальные учебные действия — это развитие учебных и познавательных мотивов:

• создание проблемных ситуаций, формирование мотивации, активизация творческого отношения воспитанника к обучению;

• организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;

• развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно-конкретной дифференцированной самооценки);

• положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий обучаемого ребёнка через адекватную систему оценивания педагогом системы его знаний;

Слайд 6.

• стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка.

Регулятивные универсальные учебные действия - это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, самооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

• сохранять цель;

действовать по образцу и заданному правилу;

• видеть указанную ошибку и исправлять ее;

• контролировать свою деятельность;

• понимать оценку взрослого и сверстника;

• умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

• целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

• готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения);

формирование основ оптимистического восприятия мира.

Слайд 7.

Познавательные универсальные учебные действия — это владение предметными знаниями : понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрастным требованиям :

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации;

• моделирование;

• логические действия анализа (выделение признака из целого объекта, синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам, сравнения (выделение признака из целого ряда предметов);

• сериации (установление последовательных взаимосвязей);

• классификации (объединение по группам) объектов;

• установление причинно – следственных связей.

Слайд 8.

Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста? Это НОД — непрерывная образовательная деятельность.

Виды заданий для формирования УУД

Для формирования личностных УУД используются следующие задания:

• самооценка выполнения задания – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии или в игре;

• дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

• участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;

• творческие задания – во время творческих заданий повышается интерес к процессу познания, изучению нового материала

Слайд 9.

Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

• поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

• взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания у другого;

• взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;

• заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;

«преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

• контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

Слайд 10.

Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:

«составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

• составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь;

«составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

«выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например: о поведении детей на картинке (хорошо, плохо, о предметах (красиво, не красиво);

• обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение и доказать свою точку зрения;

• групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;

«объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий или прокомментировать картинку;

«ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

Слайд 11.

Для развития познавательных предпосылок УУД используются :

- методы и приемы моделирования;

- проблемно - поисковые методы;

- развивающие и словесные игры для развития психических процессов таких как: память, внимание, мышление, восприятие, воображение.

Слайд 12.

Для формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.

1. ИКТ и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний.

2. Мультимедийные продукты, которые сегодня частично берут на себя функции учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ребёнку гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц (интерактивные доски).

3. Интеллектуальные игры- разминки (вопросы, стихи на активизацию внимания и развитие логики). Например, разминка «Мальчики и девочки» (задаются вопросы на тему «Кто что должен делать?»).

Слайд 13.

4. Игры на внимание: " Кто что делает?", «Что перепутал художник»

Слайд 14.

5. Метод мнемотехники для разучивания стихов, составления описательных рассказов.

Слайд 15.

6. Метод коллажа.

Коллаж — это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. Все изображённые символы ребёнок должен связать в единый рассказ. В данной методике можно изготовить эстетическое учебное пособие в виде фотоальбома или мультимедийной презентации.

Вот такой рассказ дети могут составить, используя коллаж об Африке: «Африка - самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды — это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное – жираф».

Слайд 16.

7. Блоки Дьенеша направлены на развитие логики, мышления. Данные блоки можно изготовить самостоятельно, заменив деревянные блоки картонными геометрическими фигурами.

Слайд 17.

8. Метод ТРИЗ и РТВ

ТРИЗ – педагогика - это теория решения изобретательских задач.

РТВ – развитие творческого воображения.

Игра «Теремок»

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать)

«Волшебная ромашка»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей : птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Слайд 18. «Тучка»

Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам и качеству; местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам, по роду деятельности и т. д.

Игровое действие : группа детей сидит за столом, ведущий (один из детей) говорит: «Тучка в небе загрустила и ребяток попросила:

«Поиграйте вы со мной, очень скучно мне одной».

Дети: «Тучка, тучка, не зевай, с кем захочешь, поиграй. Расскажи нам, с каким предметом ты хочешь поиграть, какой он?».

Например:

Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться.

Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир.

Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.

Слайд 19.

В заключении хочется сказать, что деятельность педагога должна быть направлена на совершенствование методики обучения. Не следует злоупотреблять сообщением информации, важно научиться вовлекать дошкольников в ход рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создавать ситуацию открытия.

Следует избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности и перспективы развития. Такой подход повышает успешность формирования у детей новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний, которые соответствуют времени, запросам родителей и общества в целом.

Приложение 1.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждениями, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка взрослый - это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебно-познавательную деятельность, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Используйте рекомендации педагога-психолога.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите, чтобы дети усвоили изучаемый материал, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) — пример — значение материала (применение на практике).

2. Постарайтесь, помочь восптанникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, новые технологии в обучении, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний.

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает заученный текст, а тот, кто умеет применять полученные знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

1. Научите ребенка высказывать свои мысли, не боясь ошибиться. Во время его ответа на вопрос, если ребёнок затрудняется продолжить свой рассказ, задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных заданий», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения нового материала.

Приложение 2.

Игры и упражнения для развития памяти, внимания, восприятия и воображения

«Запомни картинку»

«Чего (кого) не стало?»

«Что добавилось?»

«Что поменялось местами»

«Что изменилось?»

«Запомни пары картинок»

«Запомни расположение предметов»

«Найди те предметы, которые были на рисунке»

«Запомни, где что стоит»

«Заполни таблицу по памяти»

«Вспомни соседей»

«Где, что лежало?»

«Выложи предметы по памяти»

«Запомни предмет, найди по памяти такой же»

«Запомни, как было, выложи по памяти»

«Найди сходства и отличия»

«Сравни картинки (предметы)»

«Найди нужный предмет…»

«Найди такой же, как в рамке»

«Что изменилось?»

«Найди пару»

«Распутай… (дорожки, следы)»

«Найди по контуру»

«Найди тень»

«Чей след?»

«Найди два одинаковых предмета»

«Найди ошибку»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Что здесь нарисовано?»

«На что похоже?»

«Дорисуй фигуры»

«Что на что похоже?»

«Чего не хватает?»

«Волшебный мешочек»

«Узнай предмет»

«Кляксы»

«Придумай историю про…»

«Придумай рассказ»

«Выложи из фигур и палочек»

«Придумай необычный … (дом, животное)»

«Если не было бы… (домов, мебели, то…»

«Придумай свое (блюдо, дерево)»

«Составление нелепиц»

«Составь смешную пару»

«Преврати фигуры в предметы»

«На что похоже?»

Игры и упражнения для развития мышления и логики:

«Четвертый лишний»

«Третий подходящий»

«Составление нелепиц»

«Я знаю 5 названий… (цветов, одежды)»

«Разложи по местам»

«Продолжи ряд»

«Чего не хватает в каждом ряду?»

«Объедини в пары»

«Что из чего сделано?»

«Кому что принадлежит?»

«Лабиринты»

«Сложи картинку»

«Объедини по группам»

«Логические задачки»

«Часть и целое»

«Противоположности»

«Планы-схемы»

«Аналогии», «Ассоциации»

«Загадки», «Ребусы», «Кроссворды».

Математические отношения: большой – маленький, высокий – низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, толстый - тонкий, тяжелый - легкий и др. :

«Расставь по порядку, найди середину»

«Уменьши и увеличь»

«Где широкий, а где узкий? Где одинаковые»

«Раздай каждому свой предмет»

Ориентировка в пространстве: слева, справа; вверху, внизу; впереди, сзади;

внутри, снаружи; между, посередине; предлоги (на, в, над, под, за, перед, около) :

«Что где находится?», «Разложи предметы»

«Кто куда идет, плывет, смотрит?»

«Кто (что) выше, впереди, между…»

Ориентировка во времени: сегодня, вчера, завтра; сутки, неделя, год; раньше, позже и т. п. :

«Что сначала, что потом», «Разложи по порядку»,

«Что когда было (будет?», «Кто кем (чем) был?»,

«Кто кем (чем стал)», «Кто раньше, кто позже?» и др.

Ориентировка на листе бумаги:

«Графический диктант», «Повтори узор»,

«Срисуй фигуры», «Заполни таблицу»,

«Перенеси фигуры симметрично» и др.

Приложение 3.

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

Название мультика Какие УУД можем найти Что полезное «транслирует» мультик

Белый Бим черное ухо - личностные универсальные (сотрудничество в поиске нужной информации, отслеживание действий партнера,

- коммуникативные универсальные (умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, развитая рефлексия) Преданность, дружба, забота, развитие и проявление эмпатии.

Лунтик - личностные универсальные (положительные нравственные качества, адекватная оценка других, навыки конструктивного взаимодействия,

- коммуникативные универсальные (сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор) Дружба. Забота о других, развитие и проявление эмпатии.

Как обезьянки обедали - личностные универсальные (приспособление к изменяющейся ситуации, ответственность за поведение и действие других и себя, умение внести коррективы в план и способ действия в случае необходимости,

- познавательные универсальные (использование передовых технологий, осознание и применение того, что усвоено и подлежит усвоению, решение проблемы в ходе групповой деятельности,

- коммуникативные универсальные (интегрирование в группу сверстников) Необходимость планирования действий, развитие регулятивной функции у детей, важность применения разных приемов воспитания.

Прикреплённые файлы:

ud_j708v.pptx | 1010,55 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте Формирование сюжетно- ролевой игры. Выполнила воспитатель МАДОУ «ЦРР- Детский сад №210» г. Перми Брылунова Марина Николаевна Задача воспитателя.

Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы Тема: «Весенний лес» Цель: - Формировать представление о состоянии природы весной;.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Педагогический проект «Речевой этикет в старшем дошкольном возрасте» Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать, Призывом.

Консультация «Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте» Подготовка детей к школе в старшем дошкольном возрасте Босикашвили И. П. Воспитатель ГБОУ 236 В настоящее время, когда внимание общества.

Понятие детского коллектива и сплоченности в старшем дошкольном возрасте Понятие детского коллектива и сплоченности в старшем дошкольном возрасте Современные представления о педагогическом коллективе, как субъекте.

Познавательное мероприятие в старшем дошкольном возрасте по правам ребёнка Познавательное мероприятие в старшем дошкольном возрасте по Правам ребёнка. Цель: Развивать у детей правовое сознание, развивать в детях.

Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Кораблик» Сообщение из опыта работы «Развитие связной.

Сообщение для родителей «Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте» Несмотря на то, что наиболее благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является раннее детство, дошкольный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 22 января 2019 в 08:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД