Елена Капанина
Формирование представлений о свойствах воды посредством элементарной опытно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №4 «Ручеек»»
пгт. Суземка Брянская обл.
Непосредственная образовательная деятельность
«Познание»
(формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Тема: «Купание куклы Кати»
Формирование представлений о свойствах воды через элементарную опытно – исследовательскую деятельность.
Вторая младшая группа.
Автор-составитель: Капанина Е. В.
Суземка 2013 г.
Публикация «Формирование представлений о свойствах воды посредством элементарной опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Оборудование: кукла Катя с набором одежды, мешочек для дидактической игры, емкости с горячей и холодной водой, мыло, мочалка, полотенце, тазик для купания; полотенце из бумаги, круги из цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа.
1. Проведение опытов : «Свойства воды» (капает, разливается, льется, «Теплая, холодная».
2. Чтение художественных произведений: З. Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», А. Барто «Девочка чумазая».
3. Беседы: «Водичка – водичка», «Зачем нужна вода».
4. Дидактические игры: «Чудесный мешочек».
Интеграция образовательных областей:
Познание
Художественное творчество
Коммуникация
Здоровье
Чтение художественной литературы
Социализация
Темы совместной деятельности взрослого и ребенка :
-эксперимент с водой (холодная-теплая, чистая-грязная)
-аппликация «Полотенце для куклы»
-беседа о чистоте
-КГН «Купание куклы»
-отрывки из произведения К. Чуковского «Мойдодыр»
-А. Барто «Девочка чумазая»
-потешка «Лейся чистая водичка»
Задачи совместной деятельности взрослого и ребенка :
Образовательные:
научить определять температурные качества веществ и предметов;
поощрять исследовательский интерес и проведение простейших опытов;
продолжать формировать умение наклеивать готовые детали на лист бумаги. продолжать формировать навыки аккуратной работы с клеем.
Развивающие:
развивать наблюдательность, любознательность; связную речь детей при помощи существительных (мочалка, мыло, ковш, прилагательных (прозрачная, мыльная).
продолжать определять свойства воды (теплая, холодная, чистая, грязная).
Воспитательные:
Воспитывать детей быть аккуратными, опрятными, следить за своим внешним видом, воспитывать умение правильно пользоваться туалетными принадлежностями: мыло, мочалка, полотенце.
Виды детской деятельности :
Познавательно-исследовательская
Продуктивная
Коммуникативная
Здоровье
Чтение художественной литературы
Игровая
Планируемые качества:
Умеют с интересом относиться к исследованиям и экспериментам.
Умеют следить за своим внешним видом.
Умеют правильно пользоваться мылом, полотенцем.
Бережное отношение к своему телу, своему здоровью и здоровью других детей.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, пришедших в группу. Дети здороваются, проходят и садятся на стульчики. Воспитатель читает отрывок з стихотворения К. Чуковского «Мойдодр» :
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Сюрпризный момент: раздается стук в дверь и в группу входит взрослый в костюме клоунессы, с куклой в руках.
К. : Здравствуйте, ребята. Я тут свою подружку на улице встретила – куклу Катюшку. А она вся выпачкалась. Что же нам делать? Помогите мне, я очень хочу, чтобы она снова стала чистой и опрятной.
Воспитатель: хорошо, мы тебе поможем.
Клоунесса отдает куклу воспитателю и уходит.
Воспитатель садит куклу на стул и читает отрывок А. Барто «Девочка чумазая»
Ах ты, Катенька чумазая,
Где ты ручки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки.
Посмотрите на лицо
Кончик носа черный, словно закопченный.
Воспитатель: ребята, что нам нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Ответы детей (умыть, искупать).
Воспитатель: а зачем все люди моют руки и умываются?
Ответы детей (чтобы быть чистыми, красивыми, хорошо пахнуть).
Воспитатель: а еще, чтобы не заболеть. У нас на коже скапливаются микробы, которых мы не видим своими глазами. Поэтому нам обязательно нужно мыться и ухаживать за собой, даже если ты не очень грязный.
Физминутка:
Мы сидели тихо, тихо,
А теперь все дружно встали.
Ручками похлопали, ножками потопали
И за мной пошли, вот к столу мы подошли.
Дети за воспитателем подходят к столу.
Воспитатель: дети, встаньте вокруг стола и посмотрите, что у меня для вас есть.
На столе стоят два ведерка с водой: одно с холодной, а другое с теплой.
Воспитатель: ребята, а какая вода нужна для купания? В какой воде нужно купаться?
Ответы детей (купаться нужно в чистой и теплой воде).
Воспитатель: правильно, ребята. Но не обязательно трогать водичку руками – можно потрогать сам предмет, в который она налита. Например – в ведерко.
Дети ладошками трогают ведерки и определяют какая вода находится в каждом (теплая или холодная).
Воспитатель: первое ведерко холодное – значит в нем холодная вода, а второе ведерко – теплое, значит и вода в нем теплая.
Вот смотрите, у меня стаканчики. Потрогайте и посмотрите, какие они? Они пустые, стеклянные, холодные, в них ничего нет. А сейчас мы нальем в них теплую водичку из ведерка и потрогаем, каким стал стаканчик. Он нагрелся от воды, стал теплым. Так вот, ребята, если вода теплая, то и предмет, в котором налита вода тоже становится теплым.
Воспитатель обращается к кукле: Катя, мы знаем, что купаться нужно в теплой и чистой воде.
Воспитатель: ребята, у меня для вас сюрприз – чудесный мешочек, в котором находятся предметы, которые помогут нам искупать куклу Катю.
Воспитатель достает из мешочка мыло, мочалку, полотенце. Дети называю эти предметы.
Воспитатель: а еще у меня есть ванночка (ставит на стол). Сейчас мы нальем в нее воды. Повторим, какую воду будем наливать в ванночку (теплую, чистую).
Налили воду.
Воспитатель: потрогайте, ребята, какая становится ванночка (теплая, потому что в ней налита теплая вода).
Раздеваем нашу куклу, садим ее в ванну.
Воспитатель: ребята, а скажите, какая вода в ванне? (теплая, чистая, прозрачная)
Воспитатель читает стихотворение:
Лейся, чистая водица,
Умой Катю чисто – чисто.
Мойся – мойся, обливайся.
Грязь смывайся.
Умываем Катю чисто. Полотенцем вытираем.
Дети помогают воспитателю мыть куклу: намыливают мочалку мылом, трут куклу, умывают.
Воспитатель: ребята, Катю мы с вами помыли, вытерли насухо. Теперь и одеть ее нужно. И нам нужна чистая одежда. В этом нам опять поможет наш чудесный мешочек.
Воспитатель достает чистую одежду для куклы из мешочка Одевает куклу и сажает ее на стул.
Воспитатель: ребята, Катю мы искупали, а теперь обратите внимание на воду в нашей ванночке. Какой она стала?
Ответы детей (грязная, мыльная)
Воспитатель: посмотрите на Катюшку. Чиста, опрятна, аккуратна, всем смотреть на нее приятно. А у нас, Катюша, для тебя и подарок есть. Чтобы ты не забывала за собой ухаживать, мы подарим тебе красивое полотенце, которое наши детки сейчас сами сделают.
Дети выполняют аппликацию, украшают «полотенце» для куклы.
Воспитатель: ребята, подойдите к столу. На нем лежит красивое полотенце и готовые кружочки, ими мы украсим наше полотенце – приклеим на него.
Рефлексия: вот, сколько мы узнали сегодня. Нужно обязательно умываться с мылом, мыть руки, купаться в теплой воде; быть чистыми и аккуратными.
А когда мы наливаем теплую воду в ведерко, то каким оно становится?
Ответы детей (теплым).
Воспитатель: молодцы, ребята. Вы все правильно сделали и ответили на все вопросы.