Формирование привычек к здоровому образу жизни у воспитанников ДОУ

Анна Котовчихина
Формирование привычек к здоровому образу жизни у воспитанников ДОУ

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых вопросов, требующих решений, среди которых одним из самых актуальных остаётся вопрос сохранения здоровья. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья как взрослых, так и детей. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические.

Наиболее частыми причинами снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:

- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка России,

- ухудшение состояние здоровья матери,

- стрессы,

- дефицит двигательной активности,

- недостаточная квалификация воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности,

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей,

- частичное разрушение служб врачебного контроля в ДОУ,

- неполноценное питание,

- перегрузки…

Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Современная медицина располагает большим арсеналом средств, использование которых направлено на оздоровление детей. Но забота об укреплении здоровья детей дошкольного возраста проблема не только медицинского, но и педагогического характера. Как известно, на современном этапе происходит обновление содержания дошкольного образования. Основной задачей практически всех программ является процесс физического совершенствования дошкольников, охрана и укрепление их физического и психологического здоровья. Ведь правильно спланированная воспитательно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении нередко, в большей степени обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях. Например, в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой выделена специальная образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны детей и формирования основ культуры здоровья через:

- воспитание культурно-гигиенических навыков,

- укрепление и сохранение физического и психического здоровья дошкольников,

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

То есть, педагогам детского сада наряду с созданием условий для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо научить ребёнка быть здоровым. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует также помнить, что в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Ведь состояние здоровья человека находится в его руках. Об этом говорят обобщённые данные Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:

на 8-10% - от развития системы здравоохранения,

на 20% - от наследственности,

на 20% - от окружающей среды,

на 50% - от образа жизни.

Образ жизни зависит от многих условий (факторов):

- (I) Всё то, что окружает человека – среда. Это стены квартиры и дома, улицы и транспорт на них. Это лес и горы, луг и река, солнце и воздух, одежда человека. Это и люди, которые окружают человека – микросоциум (семья, группа детского сада, соседи,

- (II) Всё то, что человек “вводит” в себя. Продукты питания, лекарства, никотин, алкоголь, наркотики.

- (III) То, что человек делает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий. Организация своего дня (режим дня, закаливание, отказ от дурных привычек (алкоголь, курение, гигиена, занятия физ. культурой – то есть ведение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность человека – его ВЫБОР, направленный, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

Здоровье же ребёнка зависит ещё и от характера педагогических воздействий на него.

В современных условиях воспитатель детского сада обязан быть квалифицированным специалистом прежде всего в области здоровья. Взрослый должен знать, куда и как вести ребёнка. Воспитателю предоставляется право свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать высокие конечные результаты здоровья и физического развития детей по сравнению с исходными данными.

Именно поэтому, необходимо:

• Во-первых, СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, т. е. обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому ребёнку с учётом его здоровья, развития, интересов и т. д., а для этого необходимо провести диагностику здоровья, физического и двигательного развития детей, спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года, составить систему оздоровительной работы, которая бы обеспечила улучшение здоровья и развитие каждого ребёнка и работать по этой системе;

• Во-вторых, в непосредственной РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ставить и решать следующие задачи: оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в движении, в результате такой деятельности дети получают элементарные представления о действии некоторых профилактических процедур.

Образовательные задачи направлены на овладение детьми определёнными знаниями и умениями в области здоровья и в результате чего дошкольники знакомятся с основами здорового образа.

Воспитательные задачи направлены на развитие нравственных, духовных способностей детей, в результате чего дети учатся сознательно относиться к своему здоровью;

• В-третьих, убедить РОДИТЕЛЕЙ в необходимости единой системы работы по данному направлению, используя различные формы работы с ними (информационные стенды, проводить дни открытых дверей, родительские собрания, конференции, демонстрировать передовой опыт семейного воспитания, давать индивидуальные домашние задания, привлекать родителей к участию в различных совместных мероприятиях);

• В-четвёртых, обсуждать все возникающие проблемы или же напротив достижения С КОЛЛЕГАМИ, медиками, заведующей, делиться опытом для нахождения в педагогической деятельности оптимальных путей решения поставленных задач;

• В-пятых, педагогу самому необходимо во всём БЫТЬ ПРИМЕРОМ для своих воспитанников, так как никакие слова или картинки перед глазами не оказывают такого воздействия как наглядный пример. Воспитатели, по существу, вторые родители детей, к тому же, в отличие от настоящих, они имеют специальное образование. Следовательно, основная ответственность ложиться на их плечи. И подходить к этому нужно творчески, грамотно, заинтересовано и ответственно, и всегда помнить о том, как себя ведём МЫ, так будут вести себя и дети.

Воспитание ребёнка – сложнейшая задача, поставленная перед взрослыми Природой. А формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников является условием и средством формирования личности детей. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого ребёнка – вот что лежит в основе любого педагогического процесса, независимо от избранной системы в целом или отдельных направлений.

Публикации по теме:

Приобщение к здоровому образу жизни на основе сотрудничества детей и взрослых Цель: обеспечение собственного непрерывного профессионального образования, которое позволит найти такие подходы и методы формирования нравственных.

Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни ПРОЕКТ «Формирование у детей потребности в активной двигательной деятельности через повышение мотивации к здоровому образу жизни» Актуальность.

Доклад «Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» ДОКЛАД НА ТЕМУ: РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. ВОСПИТАТЕЛЬ: УЛЬЯНОВА Е. В В Национальной.

Формирование потребности к здоровому образу жизни дошкольника через игру. В современном обществе, на фоне экологической и социальной напряженности в стране и небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Пилипенко ОксанаПлан по самообразованию "Приобщение детей к здоровому образу жизни"Цель: способствовать формированию привычек здорового.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни. М. Н. Рыбкина Т. И. Никольская Детский сад № 45 Адмиралтейского района.

Приобщение к здоровому образу жизни (из опыта работы с родителями воспитанников) В современной быстро движущейся жизни человека, актуальность здорового образа жизни усиливается. Воспитание здорового образа жизни у детей.

Проект по здоровому образу жизни в 1 младшей группе «Мы растем здоровыми» Актуальность: Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье ценный дар, данный человеку.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Формирование привычек к здоровому образу жизни у воспитанников ДОУ
Опубликовано: 5 мая 2017 в 19:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

«У Солнышка в Гостях» Занятие по программе «Русская народная культура» для детей...
Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение взаимодействовать...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» (обувь,...
Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды и обуви по...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми...
ЦЕЛЬ: повторение и закрепление знаний счета до трёх. Задачи: продолжать учить детей правильно считать до трёх, сопоставляя с цифрами. Развивать речь,...