Приложение МААМ

Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt.

Вероника Жидкова
Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt.
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире большинство родителей детей старшего дошкольного возраста задумываются о предшкольной подготовке. И это оправдано современной реальностью – программы в школе становятся все труднее, а требования, предъявляемые к первокласснику – все выше.

Однако по представлению большинства подготовка в школе включает в себя освоение счета, чтения и письма. Но как показывает многолетняя педагогическая практика и научные исследования, в основе готовности к обучению в школе лежит не столько освоение системы символов – цифр, букв, и их комбинаций – чисел и слов, как косвенный показатель развития познавательных процессов, сколько объективная готовность этих познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

Публикация «Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt,» размещена в разделах

И одним из важнейших факторов развития этих процессов является сформированность пространственных представлений. Ведь, если ребенок не может точно сказать, где левый верхний угол – он испытывает трудности в ориентации, в какой части листа начать писать. Многие дети, начав обучение в школе, обнаруживают незнание левой и правой сторон.

По словам профессора МГППУ, нейропсихолога А. В. Семенович «Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучая которую, мы обращаемся к разным видам деятельности человека. Непосредственный пространственный гнозис и праксис, соматогнозис, рисунок, трансформации и перемещения мысленного образа требуют скрупулезной оценки, факторного анализа, экспериментального и теоретического осмысления. Это обусловлено тем, что пространственные представления играют определяющую роль в становлении рефлексивных структур сознания. Они дебютируют в онтогенезе одними из первых. То есть являются базовыми по происхождению…своевремнное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений».

Иными словами, это и ориентация в собственном теле (соматогнозис) – «Что выше – голова или ладонь? А если поднять ладонь вверх?» и т. д. ;

Это и ориентация в окружающем мире – далеко–близко, выше–ниже, левее–правее; это и ориентация во взаимоотношении двух предметов – за, перед, над, под, внутри, снаружи.

По сути, это и отражение навыков пространственного ориентирования в речевом развитии - именно с развитием пространственных представлений ребенок осваивает сложную и не опредмеченную (в отличие от существительных) систему наречий и предлогов, без которых невозможно развитие грамотной речи и математических способностей.

Только с развитием пространственных представлений (какой предмет идет до, что стоит после единицы, сначала один, потом два, следующая цифра – три и т. д. – простраивание закономерностей) в психике ребенка формируется ощущение времени. «Ведь время нам дано через ощущение, восприятие внешних ритмов, либо через отражение смены состояний и событий» - В. А. Семенович.

Как показывает экспресс-диагностика, дети 6-7 лет хорошо ориентируются в вертикальном направлении (выше-ниже, однако в ориентации по горизонтали (левая и правая стороны) без ошибок выполняют задания только 4 -5 дошкольников из 10.

Учитывая всю важность формирования пространственных представлений для всестороннего развития психики ребенка, результатом которого к семилетнему возрасту должен стать такой уровень зрелости психических процессов, который отражает действительную готовность к школе – а не просто механическое освоение счета, чтения и письма – в нашем саду была разработана и проходит апробацию программа развития пространственных представлений для подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

Программа состоит из 12 занятий по 30 минут два раза в неделю.

Структура каждого занятия подразумевает несколько важных блоков:

Цель программы – развитие пространственных представлений и формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела;

2. Развивать навык ориентировки в двухмерном пространстве;

3. Обогащать речь дошкольников необходимым словарным запасом, обозначающим пространственное расположение (наречия, предлоги);

4. Развивать умение определять положение предметов в пространстве относительно себя, относительно других предметов;

В данной публикации мы бы хотели более подробно осветить такое направление работы по программе как развитие пространственной ориентации в двухмерном пространстве с использованием световых песочных столов.

Техника рисования на световом песочном столе стала очень популярной в последние годы и приобрела название «Sand-art», что дословно означает «песочное искусство».

Песок – это материал, который вызывает у детей неподдельный интерес и желание им манипулировать – пересыпать, строить из него, делать разнообразные формы. Процесс песочного рисования не требует специальных художественных навыков, а светящееся пространство под ним завораживает, успокаивает и фокусирует внимание.

Стоит также отметить, что песочное изображение очень легко поменять, подправить, в результате чего ослабляется страх ошибки, ведь на листе исправить неправильное изображение значительно сложнее – «что написано пером – не вырубишь топором». Само рисование песком несет в себе широкий развивающий потенциал – повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук – ребенок рисует обеими руками, разными пальцами, может рисовать кулачками и ладошками – разнообразие вариантов и способов работы рук приводит к образованию новых нейронных связей, развивается межполушарное взаимодействие и зрительно-моторная координация.

С точки зрения развития пространственной ориентации стоит отметить важность динамики песочного рисования – песочное изображение можно поменять практически моментально. Дети осваивают ориентировку в пространстве в результате динамичных и веселых упражнений. Многие из них знакомы большинству педагогов и адаптированы для работы на песочном световом столе. Позвольте представить вам несколько примеров:

1. Упражнение «Следы». Психолог рассказывает детям, что песочный стол это снежная лесная поляна, по которой ходят лесные жители. Дети щепоткой пальцев обозначают следы жителей, и, слушая инструкцию психолога, направляют их в нужную сторону, например: сначала зайчик прыгнул в центр, потом поскакал налево, потом побежал вниз и т. д.

2. Упражнение «Муха». Хорошо известная математикам игра, которая направлена не только на развитие пространственных представлений, но также на развитие визуально-логического мышления, так как по мере освоения этой игры на бумаге или столе, очень часто ребенку предлагается играть в нее мысленно. Стол делится на 9 (или 16) квадратов – три по вертикали и три по горизонтали. Вместо мушки мы использовали камушек, который дети передвигают по поверхности песочного стола. В процессе игры дети учатся делить рабочее пространство на центр, левые и правые, нижние и верхние углы.

3. «Рисуем человечка». Целью данного упражнения является не только освоение двухмерного пространства, но и опосредованный соматогнозис. Психолог задает детям вопросы, например - какая самая верхняя точка нашего тела? – голова. Дети рисуют голову, далее спрашивается, что находится ниже головы, соответственно дети рисуют все детали корпуса сверху вниз. Отдельно прорисовываются руки и ноги, задерживается внимание на зеркальном отображении левой и правой сторон. В процессе упражнения используется песенка Е. Железновой «Вот левая, вот правая»

4. "Антиотзеркаливание"Цель упражнения заключается в том, чтобы дети, которые уже ориентируются в пространстве, умеют его правильно делить, научились адекватно изображать левую и правую стороны. Пространство песочного стола делится на две равные части, с каждой стороны стоит по участнику. Их задача состоит в том, чтобы создать одинаковый рисунок. Участники действуют по очереди – один рисует, другой повторяет, каждый раз меняясь ролями. Если один ребенок начал рисовать трубу на доме справа, то другой участник тоже должен нарисовать ее справа, а не слева, как в случае «отзеркаливания». В конце упражнения участники меняются местами и оценивают, насколько похожи их рисунки, анализируют ошибки.

Большинство заданий по ориентированию на плоскости можно адаптировать к выполнению на песочном световом столе. Можно сказать о том, что метод Sand-art является инструментом, уникальным по широте поставленных задач, обладающим как развивающим, так и психотерапевтическим потенциалом. Ведь в процессе песочного рисования ребенок не просто осваивает навык ориентации в пространстве, но еще и расслабляется, сосредотачивается на процессе взаимодействия с песком, ощущениях соприкосновения песка с кожей рук, расширяет социальную зону руки. По опыту проведения занятий можно сказать, что дети часто могут отвлекаться в процессе выполнения задания на листе бумаги, но в случае с рисованием песком, они начинают взаимодействовать с песком еще до того, как им объяснили задание, а само задание выполняют с видимым удовольствием.

Список используемой литературы:

1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] — М. : ИНТ, 2010 — 94 с. : ил.

2. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)

3. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М. М. Семаго. М. : Аркти, 2001.- 133 с.

4. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста»: Учебное пособие. – 5-е изд., испр. И доп. – М. Генезис, 2017. – 319с.

5. Тупичкина Е. : Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике "Sand-Art". ФГОС. Изд-воАРКТИ – 2017. - 112 с.

Публикации по теме:

Формирование у детей старших дошкольников пространственных представлений на основе индивидуального подхода 1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером Добрый день, уважаемые коллеги! - Разрешите представиться. Пруцких Ирина Сергеевна,.

Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС «Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС» Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах.

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Сформированность пространственных и временных представлений у дошкольников и учащихся начальных классов имеет важное значение для их успешного.

Дипломная работа на тему «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников»Дипломная работа на тему «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников» Здравствуйте. уважаемые коллеги! Спасибо, что заглянули на мою страничку!Данный материал публикую в первую очередь тем педагогам, которые.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 12 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 5) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

К вопросу о формировании пространственных представлений дошкольников: обзор современных конструкторов Одной из задач развития интеллекта подрастающего поколения, его познавательной активности является формирование пространственных представлений,.

Формирование пространственных представлений на плоскости. Карты путешественников, или виртуальный квестФормирование пространственных представлений на плоскости. Карты путешественников, или виртуальный квест Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится в старшей группе с целью подготовки к формированию у детей навыков.

Презентация «Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР» Тема: «Пространственные представлений у детей с ЗПР» Цель: формировать пространственные представления у детей. Задачи: Уточнять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt.
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 18:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt.» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Жидкова (УИ 1489678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД