Залия Шаяхметова
К вопросу о формировании пространственных представлений дошкольников: обзор современных конструкторов
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач развития интеллекта подрастающего поколения, его познавательной активности является формирование пространственных представлений, т. к. они служат фундаментом для развития высших психических функций.
Данной проблемой занимались такие учёные как А. В. Белошистая, Т. А. Мусейибова, Н. Я. Семаго, Л. С. Выготский, А. В. Семенович и другие. Многие из них отмечают, что формирование пространственных представлений происходит при непосредственном восприятии пространства и вербального обозначения пространственных отношений (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
Публикация «К вопросу о формировании пространственных представлений дошкольников: обзор современных конструкторов» размещена в разделах
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют особую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
В содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стоит задача «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)». Это подводит к тому, что формирование пространственных представлений является неотъемлемым звеном развития дошкольников, т. к. в своем понятие она предполагает развитие представлений о пространственных свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о чем четко указано в современном Стандарте дошкольного образования.
Кроме того, формирование пространственных представлений имеет большое значение в развитие речи (пополняется словарный запас, усваиваются предлоги, в формирование навыков ориентировки на улице и проезжей части, благодаря чему успешно развиваются навыки безопасности на дороге, в ориентировке на своем теле (познание частей тела как анатомических единиц, в подготовке к освоению письма и чтения (ориентировка на листе бумаги, в математическом развитии (освоение форм, величин, времени, в развитии логического мышления, воображения, кругозора.
Все выше сказанное говорит о значимости и необходимости формировать пространственные представления детей дошкольного возраста.
Успешным решением проблемы формирования пространственных представлений подрастающего поколения в XXI веке будет являться использование современных методов, форм, средств обучения. На наш взгляд одним из таковых средств является конструирование, но не то конструирование, которое отражено в программах дошкольного образования через использование строительного материала, бросового материала, бумаги, а с использованием современных конструкторов.
Под понятием «конструирование» понимают создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование способствует формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления. Такой стиль мышления позволяет видеть скрытые линии и части объекта, мысленно поворачивать, рассматривать с разных сторон его.
При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, а также умение делать умозаключения и обобщения. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, пространственные представления, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
На современном рынке представлено достаточно много различных видов конструкторов, и довольно сложно выбрать тот продукт, который будет, не только интересен, но и полезен для детей, который окажет помощь педагогу и родителям в формировании пространственных представлений дошкольников.
В целом, их можно классифицировать по разным параметрам:
• по материалу изготовления;
• по возрастным категориям;
• по принципу соединения;
• по характеристике «объёмности» моделей: двухмерные (плоские, трёхмерные (объёмные);
• по пригодности использования в качестве обучающего пособия.
Материал изготовления конструкторов разнообразен. Могут и металлические, керамические, деревянные, пластиковые, поролоновые, картонные и магнитные конструкторы. Материал конструктора помогает определить его прочность, качественность в использовании, безопасность и, конечно же, возрастные ограничения. Например, пластиковый, поролоновый конструктор можно использовать с детьми раннего возраста, а металлический и магнитный маловероятно. Поэтому определенный конструктор предназначен для определенной возрастной категории.
Тем самым мы переходим к следующему параметру «по возрастным категориям». Конструкторы в данной категории можно разделить как для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста, школьного возраста. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразнее использовать конструкторы не имеющих слишком мелких деталей, крепление должно быть максимально легким для уровня развитости мелкой моторики в данном возрасте. Подойдут конструкторы деревянного типа, пластмассовые типа ЛЕГО крупного, поролоновые (мягкие). Для детей старшего дошкольного возраста разнообразие конструкторов увеличивается – это могут быть металлические, пластмассовые, магнитные, керамические и многие другие виды, с разнообразным креплением.
По принципу соединения конструкторы весьма разнообразны, рассмотрим их подробнее. Блочного типа конструкторы бывают с креплением и без крепления. К последнему относятся деревянные и пластмассовые конструкторы, имеющие в своем наборе различные объемные фигуры: кубики, призмы, цилиндры, параллелепипеды. Такого рода конструктор помогает изучить начальную геометрию, объемы, формы. К блочному виду с креплением относятся такие конструкторы как Stellar, Lego Duplo, Мега Блогс, Соты, Лидер, Полесье, Кроха, такого рода конструкторы развивают воображение, фантазию, мелкую моторику у детей начиная с раннего возраста.
При щеточном крепление, каждая деталь состоит из множества параллельных пластин и прорезей одинаковой толщины. Они легко вставляются друг в друга, образуя надежное гибкое соединение. Это значит, что в местах креплений большинство деталей могут вращаться и становиться практически под любым углом. По такому принципу соединяется конструктор Interstar (Интерстар, изобретенный в Израиле в 1991 году.
Разрезное крепление предполагает соединение отдельными частями под углом, можно даже склеить. Чаще встречаются из бумаги, картона, пластика, дерева, поролона. Формы могут быть совершенно разные от простых геометрических фигур до домов и животных.
При крепление на заклепки и клипсы детали соединяются между собой зажимами и заклепками. Обычно изготавливают такие конструкторы из пластика. Один из самых известных производителей таких конструкторов Mic-O-Mic. При таком типе крепления конструкции получаются прочными.
Конструкторы с винтовым креплением имеют в своем арсенале гайки, болтики, штифты, ключи. Способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания, творческих способностей, логического мышления детей. Раньше такой способ крепления встречался у металлических конструкторов, в наше время можно найти деревянные и пластиковые конструкторы на основе винтового, болтового крепления.
Крепление по принципу липучки встречается у современного конструктора Bunmches (Банчес). Он состоит из разноцветных шариков, которые крепятся между собой как репейник. Детали сцепляются при соприкосновении друг с другом. Можно создавать объемные конструкции.
Отдельно можно выделить конструктор Bristle Blocks (Бристл Блокс) с необычным игольчатым креплением. Детали имеют геометрические формы, но по всей поверхности деталей «иголочки». Такой вид конструктора позволяет не только соотносить величину и форму предметов, развить пространственное и логическое мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, но массирует руки детей.
В конструкторы с магнитным креплением обычно входят магнитные планки (стержни) разных цветов или одноцветных и шарики, которые являются связующим звеном между планками. Такой вид соединения деталей позволяет закреплять детали конструктора практически под любым углом, что невозможно в классических конструкторах. А также встречаются плоские магнитные конструкторы, в их набор входят различные геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы, трапеции, которые позволяют создавать постройки на плоской железной поверхности, например, магнитной доске.
Конструкторы с креплением на защелки и пазы требует определенных навыков развитости мелкой моторики детей, целесообразно их использовать детям в старшем дошкольном возрасте. К такому виду можно отнести следующие конструкторы Пифагор, ТИКО, ТАКО, Платоновы тела, Фанкластик, CLICS (Кликс). В своем арсенале имеют плоские детали, которые путем соединения можно превратить в объемные постройки.
По характеристике «объёмн]ости» моделей делят на двухмерные (плоские, трёхмерные (объёмные) конструкторы. Большинство конструкторов позволяют создавать только лишь объёмные фигуры. Но существуют и конструкторы, которые позволяют наблюдать переход из плоской фигуры в объёмную, например такие конструкторы как ТИКО, Fanclastic(Фанкластик, Кубус, Пифагор. Конструкторы с подобным способом крепления позволяют тем самым формировать у детей пространственные представления через конструирование.
По пригодности использования в качестве обучающего пособия. В данном параметре мы рассматриваем конструкторы как средство организации именно образовательной деятельности с детьми, а не только самостоятельной. В качестве обучающего материала в дошкольных учреждениях используют деревянный строительный материал во время образовательной деятельности по конструированию, пластмассовый конструктор блочного типа. Педагогами разработаны программы по использованию конструктора Lego как в дошкольных учреждениях, так и в школах. Идёт освоение конструктора ТИКО, например, новгородским воспитателем И. В. Логиновой составлена программа по ТИКО-конструированию для детей с младшего до старшего дошкольного возраста.
Разнообразие конструкторов огромно, его выбор индивидуален и будет зависеть от возраста, желаний, интереса, возможностей и потребностей детей.