Татьяна Шумилова
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Шумилова Т. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 68 компенсирующего вида г. Санкт-Петербурга
"Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд родителя
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" (В. Сухомлинский).
Публикация «Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Слово «здоровье», пожалуй, самое употребляемое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и так далее. Здоровье - самое дорогое, что есть у человека. Ведь одна из самых актуальных проблем современности –сохранение и укрепление здоровья. Статистика заболеваний детей группы неутешительна. В последнее время отчетливо наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей, что требует нового подхода к вопросу оздоровления. Популяризация и пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта среди родителей и воспитанников сейчас имеет большое значение.
Анкетирование родителей и беседы с детьми, выявили разрозненные знания в области здорового образа жизни. Вот почему выбор темы проекта оказался не случайным для нашей группы.
Для решения этой проблемы был создан наш мини-музей «Азбука здоровья и спорта». Одной из главных целей и задач стало развитие у детей стремления к укреплению и сохранению своего собственного здоровья, создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, расширение кругозора детей и родителей о здоровом образе жизни. А самое главное – это систематизация и применение на практике составляющих здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы. Наша задача оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка, а также мотивировать к занятию спортом.
Свою работу начали с родительского собрания, на которое также пригласили музыкального работника, медсестру, психолога. Рассказали родителям о составляющих принципах здорового образа жизни, объяснили важность соблюдения режима дня не только в детском саду, но и дома, о правильном питании. На примерах из жизни детей показали, что нарушение режима сказывается на психическом, физическом, психологическом состоянии ребенка. Медсестра учила родителей как оценивать здоровье ребенка, советовали какую литературу использовать для самообразования.
В нашей группе, детском саду ведется большая работа по формированию здорового образа жизни у детей и важно, чтобы эта работа нашла своё продолжение и в жизни семьи. Мы обязаны расширить представления о способах укрепления здоровья детей и обратить пристальное внимание на правильное питание, соблюдение режима дня, гигиену, активный отдых детей в семье. Совместно с родителями решили удвоить усилия детского сада и семьи по охране здоровья детей и приобщению к активному отдыху.
Большое внимание уделяем пропаганде здорового питания детей: в игровой форме рассказываем о полезных и «вредных» продуктах, что действительно сократило употребление конфет, жевательной резинки, лимонадов, чипсов. В музее появилась подборка макетов вредных и полезных продуктов. Результатом стало создание кулинарной книги «Любимые рецепты детей». Это рецепты не только родителей, это рецепты поваров детского сада для родителей – любимые рецепты, которые дети просят приготовить дома «как в детском саду»!
Учим детей правильно чистить зубы, организовали полоскание рта после еды.
В группе проводятся физминутки на занятиях и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика (в том числе под музыку, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, воздушные ванны, упражнения для профилактики плоскостопия, красивой осанки.
Вместе с родителями проводим физкультурные праздники: «День героев Отечества», 23 февраля, «Спортивная семья», «Мой папа самый сильный»; физкультурно-оздоровительные мероприятия: «Малая Олимпиада», «Ловкий. Смелый. Быстрый», «Масленица», «Зимние забавы» и другие.
Работа над проектом очень сблизила родителей между собой и педагогами, стало больше совместных прогулок, организаций спортивных игр с детьми, показ мастер-классов «Как кататься на лыжах», «Футбол», «Баскетбол», «Чьи санки быстрее» и других.
Родители рассказали о том, каким видом спорта они занимались, о своих спортивных достижениях, фанатами каких видов спорта они стали, как отдыхали, в какие игры играли в детстве. Результатом стал выпуск стенгазеты «Растем здоровыми», книжек-малышек «Советы доктора», «Растения-целители» и других.
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Дети стали реже простужаться и болеть (подтверждено документально). В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья.
У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Родители стали уделять больше времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты. Родители убедились, что если правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, систематически формировать привычку здорового образа жизни ребенка - это укрепляет здоровье детей, сформирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки.
Проект помог нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса. Мы заручились поддержкой родителей в этом нелегком деле. Родители стали активными участниками образовательного процесса. А самое главное – это распространение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда здорового образа жизни.
Краткосрочный проект превратился в постоянный – теперь это наша визитная карточка группы - музей «Азбука здоровья и спорта» помогли подняться на еще одну ступеньку к здоровому образу жизни, активному отдыху и взаимопониманию с детьми, родителями.