Наталья Будённая
Формирование речевой культуры будущих педагогов
Формирование речевой культуры будущих педагогов
Буденная Наталья Анатольевна
Воспитатель МКОУ Докучаевская СОШ
Структурное подразделение детский сад
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво
и убедительно! Ведь слово сопровождает нас
повсюду, а наш язык – признак ума или глупости.
Всякая интеллектуальная профессия - речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере».
А. П. Чехов.
Публикация «Формирование речевой культуры будущих педагогов» размещена в разделах
Изменения, происходящие в системе современного российского образования, в последние годы влияют на все стороны деятельности образовательных учреждений. В условиях ее модернизации особое внимание уделяется личности педагога, возрастают требования к профессиональным и личностным качествам, педагогическому мастерству. Кандидат педагогических наук С. Д. Якушева утверждает, что педагог-мастер это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства [4, с. 5].
Необходимым условием подготовки современного специалиста в области дошкольного образования является формирование речевой культуры. Культура речи - это степень владения языковыми нормами, а также умение пользоваться средствами выразительности родного языка в разных условиях общения (коммуникации). То есть, культура речи охватывает не всю речь, а только ту ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и нормами литературного языка.
Культура речи является одним из компонентов общей культуры человека и представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения, позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми.
В своих исследованиях М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи» [1, с. 49].
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
К речи воспитателя предъявляются следующие требования:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
- использовать в разговоре доброжелательный тон [3, с. 20].
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Некоторые недочеты речи педагога :
- торопливость речи;
- монотонность речи (она снижает интерес к содержанию);
- повышенная громкость голоса (преходящая в крик);
- неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- нарушения в лексико - грамматическом оформлении;
- употребление в речи слов - паразитов;
- небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- речь с характерными особенностями диалектов: яканьем, цоканьем и др. ;
- произнесение слов с неправильным ударением;
- неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
- частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
- засоренность речи лишними словами («ну», «так сказать», «значит»).
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
В процессе овладения педагогической профессией в колледже воспитанию речевой культуры будущего специалиста дошкольного образования используются разнообразные средства:
- создается благоприятная речевая среда, благодаря высокому профессионально-педагогическому общению студентов с педагогами и сотрудниками колледжа, представителями социума - носителями литературного языка (встречи с местными поэтами, сотрудниками редакции местной газеты, представителями духовенства, и др.);
- преподавание филолого-лингвистических дисциплин в соответствии с ФГТС 3 поколения, где уделяется особое внимание повышению уровня речевой культуры студента;
- участие будущих педагогов в олимпиадах и чемпионатах по русскому языку и культуре речи в целях привлечения внимания к родной речи, формирования навыков самообразования;
- конкурсы тематических стенгазет, презентаций по вопросам воспитания речевой культуры;
- выступления студентов на конференциях, защита творческих проектов, участие в работе педагогических Интернет-сообществах и т. п. мероприятиях, способствуют формированию профессионально-делового педагогического общения;
- немаловажную роль в становлении речи будущего педагога имеет непосредственно педагогическая практика в детском саду, где студенты овладеваеют первичными коммуникативными навыками в процессе взаимодействия с детьми, педагогами, сотрудниками и родителями дошкольников, осознает значимость речи в педагогической профессии;
- педагогами колледжа используются разнообразные формы воспитательно- образовательной работы со студентами, где особое внимание уделяется культуре сценического искусства, формированию навыков профессионально-педагогического мастерства.
Таким образом, знание требований к речи специалистов дошкольного образования, специальные условия и реализация методов работы по формированию речевой культуры будущих педагогов способствуют повышению уровня их профессионально-коммуникативных навыков и воспитанию потребности в совершенствовании речевой культуры.
Список использованных источников
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений 3-е изд. ,стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Гербова В. Коммуникативное общение педагога. М. : Просвещение, 2009. – 330 с.
3. Колосова И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3, 2009, с. 19-21.
4. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства : учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.