Получи документы

Формирование словаря детей 6–7 лет в семье

Любовь Кутыркина
Формирование словаря детей 6–7 лет в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Очень часто родители детей 6-7 лет, боясь недодать чего-то в плане интеллектуального развития, мамы и папы торопятся записать детей в различные развивающие центры, на подготовительные занятия, считая, что подготовкой к школе, основой дальнейшего успешного обучения является умение читать и писать. Редко кто задумывается над тем, как важно развивать речь ребенка, обогащать его словарный запас. Попросите ребенка рассказать о каком-то событии, и вы заметите, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова- паразиты. Для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подбирать проверочное слово. Поэтому для успешного овладения грамотным письмом ребенок должен иметь достаточный словарь, правильно понимать значение каждого слова и его смысловое родство с другими словами. Словарный запас формируется главным образом в семье и складывается к 6-7 годам.

Публикация «Формирование словаря детей 6–7 лет в семье» размещена в разделах

Очень важно, чтобы ребенок с детства слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще», «мине» вместо «мне», «ходют» вместо «ходят» и т. д.) особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к ребенку родитель должен побуждать его отвечать, а ребенок имеет возможность внимательно прислушаться к речи взрослого. Родители должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Необходимо научить ребенка узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их. Формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении с взрослыми. Даже зная нужные слова и умея строить несложные фразы, некоторые дети мало говорят. Это происходит по разным причинам. Нередко взрослые не побуждают детей к высказываниям, слаб интерес к окружающему. Для того, чтобы активизировать речь ребёнка, необходимо ставить его в такие ситуации, в которых он должен спросить о чём-то или попросить что-либо.

Например, возвратившись с прогулки, экскурсии, из детского сада, обязательно вспомните, что видели, спросите у ребенка, что он делал в детском саду, какие были занятия.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых; от того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и речевая культура маленького человека.

Родители пользуются авторитетом у детей, и дети стараются подражать своим родителям. Поэтому важно с ребенком правильно говорить, речь родителей должна быть грамотной. Грамотная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного речевого развития ребенка и процесса его социальной адаптации.

Большое значение для формирования словаря имеют словесные игры, многие из которых очень просты и не отнимут у взрослых более 10-15 минут.

Например, это могут быть такие игры, как:

* Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

* Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний. При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя по парку или лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки и вспомните, что существуют швейные и медицинские иглы, что иголки есть у ежа и дикобраза. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.

Большое значение для обогащения словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок должен понимать, как образуются новые слова: названия детенышей, относительные и притяжательные прилагательные (дом из кирпича – кирпичный, хвост волка – волчий, откуда берутся названия некоторых предметов, таких как, например, подснежник или подберезовик. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие по значению (синонимы) или противоположные по значению (антонимы).

* Скажи наоборот. Взрослый называет слова, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, война – мир, отставать – опережать.

* Продолжи цепочку. Ребенок называет слово, ребенок подбирает близкие по значению слова: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – здание – квартира; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.

* Почему так называют? Ребенок объясняет значение заданных слов.

Играть с ребенком в игры на закрепление различных речевых навыков можно и занимаясь домашними делами. Например, на кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

* "Давайте искать на кухне слова". Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

* "Угощаю". "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие2, "кислые", "соленые", "горькие" слова.

* "Назови части предмета". Взрослый показывает картинки на любой знакомый ребенку предмет в доме, а ребенок должен сам называть все части указанного предмета.

Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.

* "Приготовим сок". "Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д. "

А так же можно поиграть с ребенком, по дороге из детского сада (в детский сад).

* "Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

* "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр. "

И обязательно нужно поиграть с ребенком в словесные игры в свободную минутку.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

* "Перепутаница". "Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр. "

Игра на обогащение словаря ребенка.

* "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и т. п.

Игра на развитие грамматического строя речи.

* "Упрямые слова". Расскажи ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. ". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.

Занимаясь с ребенком, родители не только расширяют его представления об окружающем мире, его память, мышление и воображение, но и формируют теплые, доверительные отношения.

Публикации по теме:

Формирование речи ребенка в семье с билингвизмом в условиях детского сада. В последние десятилетие общество сопряжено со значительной миграцией населения в связи с геополитическим и экономическими проблемами. Глобализация.

Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье.Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье. Цель работы – рассмотреть методику формирования представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Нравственное воспитание:.

Развитие словаря детей с ТНР Программа «Пралеска» одной из основных задач ставит воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, творческих способностей.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Конспект занятия «Детеныши домашних животных» (формирование словаря и грамматического строя речи в старшей группе) Тема: «Детеныши домашних животных». Цели: учить правильно называть детенышей домашних животных, закрепить знания о домашних.

Конспект занятия «Домашние животные» (формирование словаря и грамматического строя речи в старшей группе с ФФН) Тема: «Домашние животные». Цели: уточнить знания детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, пользе, приносимой.

Круглый стол с участием родителей «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье» Цель: создание обстановки психологического комфорта; развитие знаний, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении;.

Формирование словаря у детей дошкольного возраста во всех видах деятельности 1 слайд. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ и семье 1слайд Уважаемые коллеги! Я, Литвинова Людмила Бароновна, представляю Вашему вниманию презентацию на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА.

Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мокрушенский детский сад» План работы по самообразованию на 2015 —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словаря детей 6–7 лет в семье
Опубликовано: 19 июня 2016 в 16:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря детей 6–7 лет в семье» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Кутыркина (УИ 395056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД