Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы

Ольга Вахрамеева
Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мокрушенский детский сад»

План работы по самообразованию

на 2015 — 2016 учебный год.

Тема: Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы по средствам познания окружающего.

Воспитатель: Вахрамеева О. Г

2 младшая группа

Тема: Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы по средствам познания окружающего.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. -создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.)

-поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения,

-накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия объектов и явлений окружающей действительности,

-уделять особое внимание формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру.

Актуальность:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Форма самообразования: индивидуальная.

Практический выход: семинар – практикум.

Формы работы с детьми: для развития познавательной активности и речи детей младшего возраста: -специально организованные игры-занятия -дидактические игры -наблюдения

-прогулки

-чтение и рассказывание детям, обсуждение с детьми

-рассматривание картинок, иллюстраций и составления рассказов по картинкам

-сюжетно-ролевые игры

-проблемные ситуации (с использованием игрушек) -игры- драматизации -ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.

Отчет о проделанной работе:

- сообщение на педсовете; - презентации по лексическим темам: «Отгадай загадку. Овощи», «Отгадай загадку. Фрукты», «Угости соком…», «Новогодний калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Домашние животные». - знакомство с «Моей первой энциклопедией».

План работы по теме.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы.

Самоореализация

Сентябрь - Май

- показ мероприятий (занятия, игры, развлечения, праздники); - выступление с опытом работы на педсовете «Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы, по средствам познания окружающего» - участие в семинарах, конференциях; - отчёт по теме самообразования; - выступление на итоговом педсовете.

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

Работа с детьми

Сентябрь

Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Октябрь

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т. д.

Ноябрь

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

Январь

Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т. д.

Февраль

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового

Март-Апрель

Работа с семьей

Октябрь

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

«Игры, в которые мы играем».

Ноябрь

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

Папка-передвижка.

Январь

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Февраль

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

«Наши любимые сказки».

Март

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Памятки для родителей.

Апрель

Самоореализация

Октябрь

НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».

Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.

Апрель

Сообщение на педсовете по теме: «Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы, по средствам познания окружающего».

Выступление на педсовете ДОУ.

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Публикации по теме:

Активизация речи детей раннего возраста Выступление воспитателя МБДОУ детский сад № 96 – Друговой Н. Р. Тема: «Активизация речи детей раннего возраста» Овладение родным языком,.

Конспект занятия по развитие речи для детей первой младшей группы. Чтение потешки «Кисонька — мурысенька» Здравствуйте, я предлагаю вам конспект по развитие речи. Образовательные задачи: учить детей отвечать на поставленные вопросы, побуждать.

Конспект занятия по развитию речи детей средней группы. Тема: «В гостях у бабушки Ефросии» Конспект занятия по развитию речи детей средней группы. Тема: «В гостях у бабушки Ефросии». Задачи: 1. О. Учить выразительно, эмоционально.

Консультации для воспитателей. Активизация словаря на занятиях ИЗО. Расширение запаса слов у детей – одна из задач, которые я ставлю перед собой, составляя план занятия. Чем богаче словарь ребенка, тем точнее.

Консультация к педсовету «Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образованию содержание образовательной программы дошкольной.

План работы «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» 2-ая младшая группа МБДОУ детский сад №35 Тема:«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Цели: - повышение своего теоретического.

Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: «Составление описательных рассказов» Вид проекта: педагогический. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети старшей группы № 3, воспитатели, родители.

Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Троллейбус» во второй младшей группе Задачи: 1. Способствоввать возникновению игры на тему «Троллейбус». 2. Придумывать несложный сюжет, выбирать роль. 3. Воспитывать доброжелательное.

Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря добрый день уважаемые коллеги! Мы воспитатели первой младшей группы, так же как педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения в.

Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Орфография
  • Орфография
Автор публикации:
Развитие речи и активизация словаря детей младшей группы
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 07:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...