МААМ-картинки

Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: «Составление описательных рассказов»

Елена Заяц
Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: «Составление описательных рассказов»

Вид проекта : педагогический.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы № 3, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Публикация «Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: „Составление описательных рассказов“» размещена в разделах

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.

Задачи проекта :

- Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т. д.

- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

- Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.

- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

- Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

- Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

- Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

- Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

- Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

- Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию).

- Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.

Предполагаемый результат: проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.

Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.

Этапы проведения проекта :

Сентябрь:

Подбор материала

Октябрь:

1. Рассказывание по картине на тему «Осень».

2. Составление описательного рассказа о дереве с использование схемы.

3. Д. игра «Узнай продукт по описанию» (ведущий ребенок).

4. Игровая ситуация «Мы идем в зоопарк».

Ноябрь:

1. Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».

2. Игровая ситуация: «Правила поведения в автобусе».

3. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

4. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.

Декабрь:

1. Составление рассказа по теме «Зима» по серии сюжетных картин.

2. Р. О. С. «Путешествие».

3. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине.

4. Игр. ситуация «Письмо Деду Морозу».

Январь:

1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» по серии сюжетных картин.

2. Д. игра «Назови предмет одежды».

3. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин.

Февраль:

1. Р. О. С. «Как пользоваться бытовыми приборами».

2. Игр. ситуация «Кем я хочу быть».

3. Составление рассказа из личного опыта «Дом в котором я живу».

4. Беседа о празднике «Защитники Отечества».

Март:

1. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.

2. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий.

3. Д. игра «Опиши птицу».

4. Постановка сказки «Дюймовочка».

Апрель:

1. Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.

2. Р. О. С. «Путешествие в космос»

3. Пересказ рассказа «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий.

4. Игр. ситуация «Наша улица».

Май:

1. Беседа «День Победы».

2. Д. игра «Составь предложение».

3. Д. игра «Бывает – не бывает».

4. Составление рассказа по мнемосхеме.

Работа с родителями:

Сентябрь:

Анкетирование родителей «Речевое поведение родителей с ребенком».

Октябрь:

Консультация «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь:

Детско-родительский досуг «Собираем портфель знаний».

Декабрь:

Консультация «Особенности воспитания в семье ребенка с проблемами речи».

Январь:

Детско-родительский конкурс «Наряжаем букву».

Февраль:

Детско-родительское занятие «Общение – это важно!»

Март:

Консультация «Движение и речь».

Апрель:

Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Май:

Встреча в «Литературной гостиной».

Литература

1. Попова Л. Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» стр. 65

2. Данилина Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» стр. 62

3. Доронова Т. Н. «Вместе с семьей» стр. 84

4. Давыдова О. И. «Работа с родителями в ДОУ» стр. 121

Публикации по теме:

Комплект наглядных пособий по развитию речи «Опорные схемы для составления описательных рассказов»Комплект наглядных пособий по развитию речи «Опорные схемы для составления описательных рассказов» Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Наш педагогический опыт показывает,.

Дидактическая игра по развитию связной речи «Паравозик удивительных рассказов» Данная дидактическая игра предназначена для среднего дошкольного возраста. Игра состоит из набора сюжетных картинок, которые располагаются.

Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам» Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам». Цели: закреплять знания детей об осени, ее приметах. Расширение.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у Осени». Составление описательных рассказов об овощах Конспект НОД по развитию речи в старшей группе составление описательных рассказов об овощах «В гостях у Осени» Цель: учить детей составлять.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы. Составление рассказа «Если б я был камушком»Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы. Составление рассказа «Если б я был камушком» ТЕМА:«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «ЕСЛИ Б Я БЫЛ КАМУШКОМ». Цель: развивать связанную речь; учить составлять творческий рассказ на тему «Если б.

Методика по развитию связной речи в старшей группе. Составление описательных рассказов по картине «Зимние развлечения» Программное содержание: 1. Учить детей составлять небольшие рассказы по сюжетной картине. Формировать умение связно, последовательно описывать.

Занятие по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по открытке ЗАДАЧИ. Связная речь: учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по открытке, придумывать к рассказу название, соответствующее его.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о животном севера» ЦЕЛИ: коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа от первого лица с опорой на схему коррекционно—развивающие:.

Конспект занятия «Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схем» Доминирующая область: «Коммуникация» Тема: «Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схем» Интеграция областей:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: по развитию связной речи детей подготовительной группы Тема: «Составление описательных рассказов»
Опубликовано: 11 января 2016 в 15:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД