Приложение МААМ

Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС

Малыхина Оксана
Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Под термином расстройство аутистического спектра (далее РАС) понимают нарушение психического развития, которое характеризуется трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления.

При РАС отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса (познавание предметов) опережает праксис (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов) (при нормальном психическом развитии – наоборот, а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи.

Публикация «Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС» размещена в разделах

По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ, при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

качественные нарушения в сфере социального взаимодействия : атипичный зрительный контакт, практически не смотрит на других детей, скудное выражение эмоций, плохая моторная имитация, плохо развитие игровые навыки;

качественные нарушения коммуникации, способности к общению, не делится своими интересами с другими людьми, плохо реагирует на свое имя, не реагирует на жесты, использует тело другого человека как инструмент, не вступая при этом в зрительный контакт, издает необычные звуки;

атипичные интересы, ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, использование предметов не по назначению, необычные сенсорные предпочтения, маннеризмы (с использованием рук или пальцев).

Помимо обозначенных проблем педагоги и родители отмечают такие проявления аутизма, как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребёнок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время, трудность восприятия фронтальных занятий.

Из-за типичных для данного нарушения особенностей развития большую трудность для лиц с РАС представляет освоение социально - бытовых навыков. Реальный мир непредсказуем, высокосоциален и динамичен, а это как раз те области, в которых люди с РАС испытывают серьезные проблемы. Чаще всего эти дети предпочитают однообразие, не готовы к постоянному потоку новой информации и не умеют взаимодействовать. Если ребенок может решить сложное математическое уравнение в уме, но при этом не может самостоятельно дойти из школы домой, или сделать простую покупку в магазине его нельзя считать самостоятельным. Если ребенок ходит в туалет только дома и отказывается от этого в саду, гостях, такое поведение значительно усложняет жизнь и самого ребенка и его близких. В конечном итоге данные способности являются основными факторами, определяющими насколько человек независим и самодостаточен. Наша задача заключается в том, чтобы помочь детям стать максимально независимыми.

Зная особенности ребенка, учитывая их педагогу легче построить эффективную программу работы. В таблице указаны основные проблемы, которые встречаются у детей с РАС и наиболее продуктивные тактики по устранению данных проблем.

Проблемная область

Действия педагога

Проблемы организованности

Поэтапный подход

Последовательность и предсказуемость в работе

Предоставление достаточного количества времени

Использование функциональных шаблонов

Проблемы внимания

Выделять наиболее важную информацию

Структурировать учебную среду (минимизировать отвлекающие факторы)

Проблемы выстраивания последовательностей

Использовать шаблоны, быть предсказуемым

Использовать наглядное расписание и пошаговый подход

Сопротивление изменениям

Планировать изменения

Использовать расписание

Проблемы времени

Давать четкие инструкции (сделать что-то за 5 минут)

Предоставлять дополнительное время

Использовать наглядные сигналы, таймеры

Наглядный стиль научения

Предоставить наглядную поддержку: картинки или слова

Ограничить речевое общение

Говорить простым и понятным языком

«Гештальтный» стиль научения

Распределять материал внутри обстановки (изучается кусками)

Способствовать обобщению (вовлекая семью)

Разбивать задания на части

Проблемы понимания социальных сигналов

Подчеркивать социальные сигналы

Сопровождать слова жестами

Обучать в контексте

Использовать простой язык

Быть предельно точным

Перед тем как приступить к обучению или выработке какого-либо навыка необходимо оценить состояние ребенка, выделить его слабые стороны, и главное сильные, на которые вы будете опираться в своей работе.

Рассмотрим несколько тактик работы педагога на примере приучения к пользованию туалетом. В зависимости от того, в какой области ребенок испытывает наибольшие трудности, будет зависеть основное направление работы.

Необходимые условия приучения к туалету

- понимание того, что требуется;

- мотивация сделать то, что требуется;

- моторная координация.

Возможные трудности при приучении к туалету

когнитивные проблемы (не может понять, что требуется)

коммуникативные проблемы (не может сообщить)

моторные нарушения

Сенсорные нарушения

Подходы к приучению к туалету

1. выработка режима;

2. учет физиологических рефлексов;

3. составление расписания;

4. подбор одежды;

5. награда, подкрепление успеха.

1. разработка системы сообщения о потребности (жесты, картинки, звуки);

2. использование подсказок, расписания;

3. простота объяснения;

4. награда, подкрепление успеха.

1. использование специальных накладок на унитаз, табуреток, ручек;

2. использование «ориентиров» (наклейки, мячики);

3. награда, подкрепление успеха.

1. выявление проблемных областей (запах, звуки туалета);

2. упражнение в навыке в разных местах;

3. выработка положительных ассоциаций;

4. награда, подкрепление успеха.

Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.

Ребенок с РАС не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения.

При обучении ребенка стереотипам поведения в бы­ ту следует соблюдать следующие правила:

—требовать от ребенка выполнить какое-либо дей­ствие допустимо только в том случае, если он это может, и выоб этом точно знаете;

—соблюдайте принцип «от простого к сложному»;

—обучение требует постепенности, не старайтесь обучить всему сразу;

при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направ­ляйте по верному пути, предупреждая ошибки;

—все взрослые, которые участвуют в обучении ре­бенка навыку, должны действовать в одном ключе (повторение одних и тех же шагов, схема действий должна быть во всех случаях одинаковой.

Для выработки стереотипов поведения рекомендуется следующая последовательность:

1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием, подключая ребенка лишь на самые легкие опе­рации (при этом можно действовать руками ребенка).

2. Взрослый начинает, выполняя сложные действия, а ребенку предлагается закончить легкий этап работы.

3. Постепенно помощь взрослого уменьшается, а действия ребенка увеличиваются и усложняются.

4. Ребенок действует по речевой инструкции, сопро­вождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет не­обходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия он все рав­но будет спрашивать вашего разрешения, словно сверя­ясь снова и снова, правильно ли он действует).

Публикации по теме:

«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 12:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Малыхина Оксана (УИ 2805839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД