Малыхина Оксана
Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Под термином расстройство аутистического спектра (далее РАС) понимают нарушение психического развития, которое характеризуется трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления.
При РАС отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса (познавание предметов) опережает праксис (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов) (при нормальном психическом развитии – наоборот, а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи.
Публикация «Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ, при аутистическом расстройстве личности отмечаются:
качественные нарушения в сфере социального взаимодействия : атипичный зрительный контакт, практически не смотрит на других детей, скудное выражение эмоций, плохая моторная имитация, плохо развитие игровые навыки;
качественные нарушения коммуникации, способности к общению, не делится своими интересами с другими людьми, плохо реагирует на свое имя, не реагирует на жесты, использует тело другого человека как инструмент, не вступая при этом в зрительный контакт, издает необычные звуки;
атипичные интересы, ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, использование предметов не по назначению, необычные сенсорные предпочтения, маннеризмы (с использованием рук или пальцев).
Помимо обозначенных проблем педагоги и родители отмечают такие проявления аутизма, как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребёнок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время, трудность восприятия фронтальных занятий.
Из-за типичных для данного нарушения особенностей развития большую трудность для лиц с РАС представляет освоение социально - бытовых навыков. Реальный мир непредсказуем, высокосоциален и динамичен, а это как раз те области, в которых люди с РАС испытывают серьезные проблемы. Чаще всего эти дети предпочитают однообразие, не готовы к постоянному потоку новой информации и не умеют взаимодействовать. Если ребенок может решить сложное математическое уравнение в уме, но при этом не может самостоятельно дойти из школы домой, или сделать простую покупку в магазине его нельзя считать самостоятельным. Если ребенок ходит в туалет только дома и отказывается от этого в саду, гостях, такое поведение значительно усложняет жизнь и самого ребенка и его близких. В конечном итоге данные способности являются основными факторами, определяющими насколько человек независим и самодостаточен. Наша задача заключается в том, чтобы помочь детям стать максимально независимыми.
Зная особенности ребенка, учитывая их педагогу легче построить эффективную программу работы. В таблице указаны основные проблемы, которые встречаются у детей с РАС и наиболее продуктивные тактики по устранению данных проблем.
Проблемная область
Действия педагога
Проблемы организованности
Поэтапный подход
Последовательность и предсказуемость в работе
Предоставление достаточного количества времени
Использование функциональных шаблонов
Проблемы внимания
Выделять наиболее важную информацию
Структурировать учебную среду (минимизировать отвлекающие факторы)
Проблемы выстраивания последовательностей
Использовать шаблоны, быть предсказуемым
Использовать наглядное расписание и пошаговый подход
Сопротивление изменениям
Планировать изменения
Использовать расписание
Проблемы времени
Давать четкие инструкции (сделать что-то за 5 минут)
Предоставлять дополнительное время
Использовать наглядные сигналы, таймеры
Наглядный стиль научения
Предоставить наглядную поддержку: картинки или слова
Ограничить речевое общение
Говорить простым и понятным языком
«Гештальтный» стиль научения
Распределять материал внутри обстановки (изучается кусками)
Способствовать обобщению (вовлекая семью)
Разбивать задания на части
Проблемы понимания социальных сигналов
Подчеркивать социальные сигналы
Сопровождать слова жестами
Обучать в контексте
Использовать простой язык
Быть предельно точным
Перед тем как приступить к обучению или выработке какого-либо навыка необходимо оценить состояние ребенка, выделить его слабые стороны, и главное сильные, на которые вы будете опираться в своей работе.
Рассмотрим несколько тактик работы педагога на примере приучения к пользованию туалетом. В зависимости от того, в какой области ребенок испытывает наибольшие трудности, будет зависеть основное направление работы.
Необходимые условия приучения к туалету
- понимание того, что требуется;
- мотивация сделать то, что требуется;
- моторная координация.
Возможные трудности при приучении к туалету
когнитивные проблемы (не может понять, что требуется)
коммуникативные проблемы (не может сообщить)
моторные нарушения
Сенсорные нарушения
Подходы к приучению к туалету
1. выработка режима;
2. учет физиологических рефлексов;
3. составление расписания;
4. подбор одежды;
5. награда, подкрепление успеха.
1. разработка системы сообщения о потребности (жесты, картинки, звуки);
2. использование подсказок, расписания;
3. простота объяснения;
4. награда, подкрепление успеха.
1. использование специальных накладок на унитаз, табуреток, ручек;
2. использование «ориентиров» (наклейки, мячики);
3. награда, подкрепление успеха.
1. выявление проблемных областей (запах, звуки туалета);
2. упражнение в навыке в разных местах;
3. выработка положительных ассоциаций;
4. награда, подкрепление успеха.
Усвоение бытовых навыков (еда, туалет, одевание) сложно для маленького ребенка. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки.
Ребенок с РАС не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения.
При обучении ребенка стереотипам поведения в бы ту следует соблюдать следующие правила:
—требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может, и выоб этом точно знаете;
—соблюдайте принцип «от простого к сложному»;
—обучение требует постепенности, не старайтесь обучить всему сразу;
— при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки;
—все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка навыку, должны действовать в одном ключе (повторение одних и тех же шагов, схема действий должна быть во всех случаях одинаковой.
Для выработки стереотипов поведения рекомендуется следующая последовательность:
1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием, подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка).
2. Взрослый начинает, выполняя сложные действия, а ребенку предлагается закончить легкий этап работы.
3. Постепенно помощь взрослого уменьшается, а действия ребенка увеличиваются и усложняются.
4. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия он все равно будет спрашивать вашего разрешения, словно сверяясь снова и снова, правильно ли он действует).