Получи документы

Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ о правилах поведения на дороге посредством использования алгоритмов (6 фото)

Ефимова Марина
Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ о правилах поведения на дороге посредством использования алгоритмов
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья о правилах безопасного поведения на дороге посредством использования алгоритмов.

Цель: формирование социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья о правилах безопасного поведения на дороге посредством использования алгоритмов.

Цель реализуется путем решения следующих задач:

1. Дети:

- развивать умение составлять схемы - маршруты, работать с макетами, алгоритмами;

- учить моделировать несложные ситуации и применять полученные ранее знания;

Публикация «Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ о правилах поведения на дороге посредством использования алгоритмов» размещена в разделах

- развивать социальную компетентность о правилах дорожного движения в роли «я-пешеход», «я-пассажир», «я-участник дорожного движения»;

- формировать предпосылки для поисково-познавательной, творческой деятельности, интеллектуальной инициативы в игровой и практической деятельности;

- развивать мотивацию к безопасной деятельности, способность осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитывать уважительное отношение к участникам дорожного движения.

2. Родители (законные представители):

- повысить компетентность родителей (законных представителей) в расширении и обогащении знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге;

- повысить уровень личной ответственности за жизнь своего ребенка.

Взаимодействие педагогов, родителей (законных представителей, детей выстраивается с учетом принципов, оптимальных для реализации индивидуального подхода:

- принцип деятельности: ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, выступает в качестве равноправного участника – субъекта;

- принцип минимакса заключается в том, что педагог предлагает каждому ребенку содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума;

- принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, что немаловажно для данной категории детей;

- принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Целенаправленная работа по формированию алгоритмических умений и включению их в деятельность должна начинаться не ранее 5-летнего возраста. Потому что, дети более младшего возраста, не способны к усвоению алгоритмов, не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции.

Виды алгоритмов, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

- линейные алгоритмы: все действия выполняются последовательно по одному разу;

- разветвляющиеся алгоритмы: алгоритм, в котором проверяется какое-то условие, если оно выполняется, осуществляется одна последовательность, если не выполняется - реализуется другая;

- циклические алгоритмы: содержат часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие.

Этапы работы над введением алгоритмов:

I этап (4-5 лет): идет формирование умений у детей выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности. Термины «алгоритм», «правила», «план» не вводятся. Педагог сообщает детям определенный алгоритм (только линейный, одновременно показывая называемые действия. Например, последовательность действий при переходе дороги на регулируемом перекрестке. Затем просит 1-2 детей показать, что они запомнили и как правильно перейти дорогу в данных условиях. Можно подготовить карточки с нарисованными предметами и действиями и попросить детей расставить карточки по порядку. Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Учитывая индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно обращать внимание, чтобы дети сопровождали свои действия речью, а роль педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь ребенку посредством комментирования действий выполнить задание.

Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ о правилах поведения на дороге посредством использования алгоритмов

II этап (5-6 лет): детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируют первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов. Начинать обучение следует с линейных алгоритмов. В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, используются игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, такие, как: «Что будет если: (машина поедет по скользкой дороге, исчезнет знак «пешеходный переход» и др. ?», «Кто знает, тот дальше продолжает», «Расставь правильно знаки и продолжи движение». Во время игры вызванный ребенок может начать рассказывать действие по выстроенным в алгоритм картинкам, затем продолжает другой ребенок. С целью самоконтроля детям предлагается выполнить одно и то же задание, затем проверить и дать оценку выполненным действиям.

Для закрепления можно предложить алгоритмы, в которых пропущены какие-либо действия, нарушен их порядок, либо предлагается самостоятельно составить алгоритм какого-либо действия.

После того как дети научились работать с линейными алгоритмами, необходимо познакомить их с разветвляющимися.

Перед ознакомлением необходимо провести подготовительную работу, включающую игру «Да-нет»: воспитатель говорит, что в речи иногда употребляются вопросы, на которые достаточно ответить только «да» или «нет», например, «Вы катались на трамвае (троллейбусе?» (ребята сами придумывают такие вопросы и задают их друг другу). Затем воспитатель говорит, что имеются и такие вопросы, на которые нельзя ответить только «да» или «нет», например: «Кто управляет поездом?», «Как называется место, где можно заправить автомобиль?» и предлагает каждому ребенку придумать такой вопрос и задать кому-нибудь из детей.

Можно предложить детям игры по типу «Сделай по условию» – воспитатель на доске изображает часть алгоритма, содержащего какое-либо условие, вызывает одного ребенка, задает ему вопрос и говорит, что нужно сделать. Далее вызывает другого ребенка, также задает вопрос и показывает, что надо сделать. После этого остальные дети должны встать согласно алгоритму. Условия могут быть разными: «Горит зеленый свет светофора: действия пешеходов и водителей», «На проезжей части есть движущиеся автомобили и нужно перейти дорогу?» и т. п. Меняя условия, воспитатель добивается понимания того, что в зависимости от ответа на вопрос условия, выполняется то или иное действие.

После того, как дети усвоили разветвляющийся алгоритм, можно переходить к циклическому алгоритму. Самый простой вариант циклического алгоритма – это построение сериационных рядов. Поэтому сначала целесообразно выполнить с детьми следующее задание: например вспомнить с детьми сказку «Колобок в городе» (интерпретация сказки «Колобок» на новый лад) и выложить с помощью геометрических фигур последовательность действий героев в сказке. В результате обсуждения дети вспоминают алгоритм построения сериационного ряда, но главное на данный момент записать этот алгоритм в виде блок-схемы, обратив внимание детей, что некоторые действия повторяются несколько раз. По этому же алгоритму можно расставить машины по величине, цвету, сгруппировать дорожные знаки (запрещающие, предупреждающие и т. д.).

Фото №1 Формирование социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья о правилах безопасного поведения на дороге посредством использования алгоритмов

III третий этап (6-7 лет): происходит закрепление алгоритмических умений, которые дети приобрели в процессе коррекционно-развивающей, игровой деятельности, прогулок и других видов деятельности. Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно: с помощью карточек, схем, знаков, картинок.

Для целенаправленного формирования у детей алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий:

- использовать игры с правилами и организовывать игровую деятельность по заданным воспитателем условиям (алгоритмам): например, в игре «Автозаправочный комплекс» вначале нужно поставить машину к бензоколонке, вставить пистолет в бак, подойти к кассе, поздороваться, попросить заправить автомобиль, произвести оплату, поблагодарить кассира, заправить автомобиль, закрыть бак, отъехать от бензоколонки. Дети очень любят различные варианты игр по типу «Что сначала, что потом»: например, чтобы перейти дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу нужно…. (дети высказывают свои варианты ответов) или чтобы поехать на автобусе нужно… Дети подготовительной к школе группы анализируют предложенные ситуации по дорожно-транспортной теме самостоятельно, на основе умения моделировать ситуацию и прийти к самостоятельному, верному выводу. Для закрепления работы с разветвляющимся алгоритмом использовали настольную игру – бродилку «Безопасный ход», в которой в зависимости от попадания на цветное поле выполняется определенное действие: пропуск хода, дополнительный ход, получение задания.

Фото №2 Цель формирование социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья о правилах безопасного поведения на дороге посредством использования алгоритмов Фото №3 Цель реализуется путем решения следующих задач

В начале обучения игре, ребенку предлагали пройти по полю от клетки-старта к определенному предмету (например: детский сад, передвигаясь по квадратам, в заданном направлении (говоря: шаг вперед). Затем пройти по клеткам к заданному предмету, проговаривая при этом названия предметов, изображенных в клетках. Постепенно игру усложняли, помимо прохождения пути, ребенку предлагали откладывать по порядку карточки с изображением тех предметов, по которым он передвигается. Затем, совместно с ребенком или небольшой подгруппой детей, анализируем пройденный путь, выясняем, где встречались наиболее опасные ситуации, ищем вариант ответа: как их можно преодолеть. Далее ребенку предлагается пройти по пути, который выстроен воспитателем или другими детьми. Таким образом, в процессе совместной деятельности со взрослым у ребенка с ограниченными возможностями здоровья одновременно задействованы зрительный, слуховой, двигательный анализаторы, происходит развитие пространственных представлений, формируются навыки самоконтроля и коммуникативные навыки.

Разработанные алгоритмы активно используются в социально – коммуникативном и познавательном, речевом развитии, они внесены в развивающую предметно-пространственную среду группы и помогают организовать самостоятельную деятельность детей по безопасности дорожного движения.

Как показала практика, хороший результат дает включение алгоритмов в коррекционно-развивающую деятельность: например, при изучении темы «Транспорт» учитель-логопед использует алгоритмы при классификации видов транспорта, в играх «Что сначало, что потом», составлении рассказов. Использование алгоритмов может служить организационным или сюрпризным моментом, позволяя детям подготовиться к мыслительной деятельности. Одним из важных компонентов при работе с алгоритмами является интеллектуальная подготовка детей к безопасной жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем.

Таким образом, в процессе формирования алгоритмических умений дети учатся:

- выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить;

- определять исходные данные и конечный результат;

- разбивать сложные действия на элементарные составляющие;

- представлять эти действия в виде строгой последовательности;

- планировать свои действия;

- строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при достижении требуемого результата;

- рефлексии, контролю своих действий;

- коррекции;

- выражать свои действия адекватными языковыми средствами.

Использование алгоритмов возможно не только в работе педагога с детьми, но и родителя и ребенка в домашних условиях.

Например, в старшей группе при подготовке к совместной акции «Пешеход, пешеход, поспеши на переход», родителям было предложено составить вместе с детьми алгоритм перехода дороги по нерегулируемому переходу. В подготовительной группе совместно с родителями были разработаны алгоритмы: правила посадки в автомобиль и пользования детским удерживающим устройством. При подготовке проекта «Дорога без опасностей» обращено внимание на составление алгоритмов: правила поведения пассажира, правила поездки на велосипеде. Такая индивидуальная работа помогла не только обогатить знания детей, но и выявить проблемные точки у родителей: наличие защиты при катании ребенка на велосипеде, функциональность и качество покупаемых детских удерживающих устройств.

Фото №4 Целенаправленная работа по формированию алгоритмических умений и включению их в деятельность должна начинаться не ранее летнего возраста

Одним из важных условий реализации содержания по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья представлений о безопасном поведении на дороге является создание развивающей предметно – пространственной среды, которая позволяет организовывать интересную разнообразную деятельность не только с детьми, но и родителями (законными представителями).

В группе оформлен центр безопасности «Азбука безопасности», систематизирован дидактический, демонстрационный, игровой материал: макеты дорожных знаков, домов, спецтехники, мини – макет микрорайона, где проживают дети, ребусы, кроссворды, загадки на дорожную тематику, альбомы ситуаций, алгоритмов, наборы Лего-конструкторов, дидактические игры, дорожное лото, лэпбуки «Дорожные знаки», «Транспорт», «Безопасная дорога», наборы костюмов (регулировщик, сотрудник ДПС). Совместно с учителем-логопедом, учителем – дефектологом подобрана художественная литература, обучающие презентации по дорожной тематике, сформирован каталог мультфильмов. В рекреационно – образовательном центре детского сада «В стране дорожной грамоты» имеется необходимое оборудование для создания обучающих ситуаций: макеты спецтехники, дорожные знаки, карты- схемы микрорайонов, где проживают дети, магнитный макет «Мой поселок».

Фото №5 Потому что дети более младшего возраста не способны к усвоению алгоритмов не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности точно следовать образцу инструкции
Публикации по теме:

Буклет — памятка для родителей и детей о правилах безопасного поведения на водоемах веснойБуклет — памятка для родителей и детей о правилах безопасного поведения на водоемах весной Источник информации буклета - сеть интернет! В нашем северном климате правила поведения на водоемах весной крайне актуальны. Где-то уже.

Буклет — памятка для родителей и детей о правилах безопасности на дорогеБуклет — памятка для родителей и детей о правилах безопасности на дороге Источник информации буклетов - сеть интернет! В своей работе с родителями часто использую различные буклеты, памятки. У родителей не всегда.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Памятка о правилах поведения в природе Когда идешь в поход, соблюдай следущие правила: Правило №1 Убирай за собой мусор!Используй специальные мешки,чтобы забрать мусор с собой.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ о правилах поведения на дороге посредством использования алгоритмов
Опубликовано: 19 января 2023 в 11:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ о правилах поведения на дороге посредством использования алгоритмов» (включая файлы) размещена пользователем Ефимова Марина (УИ 2007878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД