Папки-передвижки

Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте

Надежда Кухмистрова
Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок развивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится компетентным.

За время пребывания детей в детском саду, мы учим их понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в представлении взрослых и детей из их социального окружения. У детей формируется собственная стратегия поведения, которая позволяет им, не ущемляя интересов друг друга, следовать своим представлениям.

Публикация «Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Дети, приходя в младшую группу детского сада, стараются привлечь к себе внимание со стороны воспитателя и других детей. Они «захватывают» игрушки, часто даже отнимают их друг у друга. На занятиях не могут даже усидеть на месте, отвлекают других детей, мешают воспитателю, часто выкрикивают. Постепенно более спокойные дети, стараются сторониться их. Очень быстро такие дети понимают: воспитатель хвалит тех детей, которые помогают друг другу, делятся игрушками, следуют определённым правилам поведения. И ребята играют с более покладистыми детьми. Постепенно неспокойные дети начинают корректировать своё поведение: делятся игрушками, стараются играть в общие игры. Воспитатель замечает это и награждает этих детей улыбкой и похвалой.

Первые ростки понимания нужд другого человека, которое формирует процесс усвоения ими правил и норм поведения, принятых в группе, изменяет их поведение в сторону социально приемлемых форм. Воспитателя беспокоит неконструктивное поведение детей, хотя детей интересует их отношение друг с другом и постепенно они учатся взаимодействовать социально приемлемыми способами. Дети не меняются сразу и вдруг. Общаясь с окружающими, они постепенно усваивают, что остальные могут чувствовать и думать по-другому. Социализируясь, ребёнок начинает осознавать, что его собственные действия могут, так или иначе, повлиять на окружающих. Он учится таким, способом поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Дети должны понять: важно, чтобы окружающие чувствовали себя хорошо. Для этого необходимо заботиться, помогать и сотрудничать воспитателю с детьми.

Социализация осуществляется и в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.

Семьи с различными стилями воспитания группируют следующим образом: авторитарный, разрешительно-попустительский, авторитетный.

Первый тип родителей (авторитарный) исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.

Второй тип родителей (разрешительно-попустительский) характеризуется тем, что они не сдерживают своих детей ни в каких их проявлениях и действиях, не пытаются ограничить их поведение. Минимум дисциплины в семье часто ведёт к социальной агрессии, что в свою очередь приводит к отвержению сверстниками.

Третий тип родителей (авторитетные) направляют и контролируют деятельность своих детей в рациональной манере, используя обсуждения, убеждения и подкрепления. Их дети хорошо социально адаптированные, уверенные в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны.

Ребёнок большую часть времени проводит в детском саду, поэтому в процесс его социализации включаются и воспитатели, и другие сотрудники ДОУ. Речь взрослых, их пример оказывают влияние на формирование личности ребёнка, стиль его мышления и поведения. Ребёнок приспосабливается к жизни в сообществе, усваивает навыки взаимодействия и общения с другими людьми.

Сложности в воспитании возникают тогда, когда стили воспитания родителей и педагогов вступают в противоречие. В таких случаях воспитателю нужно быть предельно внимательным к таким детям и ни в коем случае не ругать их родителей.

Для анализа ситуации в семье, предлагается анкета в форме беседы, во время которой необходимо учитывать реальную ситуацию в семье ребёнка. Не следует, зная о том, что ребёнок живёт только с мамой, травмировать его вопросами об отце. Такие вопросы необходимо трансформировать в приемлемую для данного ребёнка форму. Обратить внимание на то, как ребёнок ответит на вопрос, с кем он живёт. Кого поставит на первое место, кого вообще не упомянет. Необходимо видеть, где кончается реальность и начинается вымысел.

Воспитатель может только в общих чертах определить, какой стиль воспитания присущ данной семье. Ежедневные наблюдения воспитателя за тем как приводят и забирают ребёнка, как с ним прощаются, помогают ли одеться и раздеться могут дать воспитателю больше информации. Необходимо обращать внимание на то, с каким настроением пришёл ребёнок в группу, капризничает он или доброжелателен, идёт на контакт или отмалчивается. Если ребёнка ругают дома за сломанную игрушку или разбитую чашку, если отправляют спать, не пожелав спокойной ночи, это авторитарный стиль воспитания.

Следует очень внимательно и осторожно взаимодействовать с тем ребёнком, у которого не всё благополучно дома. Не рекомендуется говорить с ним слишком строго, необходимо ориентироваться в основном на положительное подкрепление: похвала, улыбки, поощрения. Когда чувствуем, что в семье всё разрешено, и он агрессивно добивается своего, возможны более строгие действия со стороны педагога. Нужно чётко и ясно понять, что можно, а чего нельзя делать в группе.

Таким образом, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребёнок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребёнок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребёнка, чем словестные инструкции и поучения. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно-ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берёт на себя ребёнок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра невозможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, малыши стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовывать свои действия для достижения общей цели.

Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками - одна из составляющих и социального развития ребёнка.

Публикации по теме:

Социальное развитие дошкольника в процессе общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении.

Социальное развитие ребенка Культура общения людей основана на соблюдении правил, которые выработались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времён позднего средневековья.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 12 октября 2014 в 22:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кухмистрова (УИ 248208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД