МААМ-картинки

Формирование связной речи детей с ОНР с помощью приемов мнемотехники

ирина смирнова
Формирование связной речи детей с ОНР с помощью приемов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Публикация «Формирование связной речи детей с ОНР с помощью приемов мнемотехники» размещена в разделах

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Логопедическая практика показывает, что для связной речи детей 5-6 лет с ОНР 3уровнем характерны:

связные высказывания короткие

• пропуски смысловых звеньев; отличается непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текставозвращение к ранее сказанному;длительные

• паузы на границах фраз;

• бедный словарный запас (предметной, глагольной лексики, словаря признаков)

• фраза состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, ЕфименковаН. Т - схемой составления рассказа

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

В содержание методики мнемотехники входят :

освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др. ;

упражнения на развитие различных параметров внимания;

развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.

Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Для коррекции речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) я использовали целую систему игр и заданий с применением методов наглядного моделирования по определённой лексической теме. Свою работу в начале учебного года мы начинаем с темы «Овощи». Сначала формируем словарь существительных, прилагательных, глаголов. Проводим исследования на натуральных овощах, обговаривая форму, цвет, вкус, тактильные ощущения (аналогично проводится работа по теме «Фрукты»). Например, мы посмотрели на репку и увидели, что репка: какая по форме? (круглая); какая по цвету? (желтая); попробовали на вкус, она какая? (сладкая); если соком наполнился рот, она какая? (сочная); если надавить рукой, она какая? (твердая); а где растет репка? (в огороде на грядке). Таким образом, формируем словарь прилагательных, навык составления описательного рассказа о предмете, а для его лучшего усвоения используем схемы-модели, по которым ребенок повторяет все признаки и запоминает их. В игре «Опиши овощи» используем схему для каждого овоща. К примеру, описывая репку, дети опираются на такую схему: на первой картинке нарисован овощ, потом его форма, вкус (конфета или лимон, тактильные ощущения (рука) и, наконец, место, где овощ растет (схематическое изображение грядки). Ребенок говорит: «Это репка, она круглая, желтая, сладкая. На ощупь репка твердая, растет в огороде. Репка – это овощ».

В упражнении «Где растут овощи?» отрабатываем использование предлогов над и под и одновременно формируем фразовую речь с употреблением предлогов. Для этого детям раздаются карточки со стрелками, показывающими вниз и вверх, и картинки с овощами. Ребенок подбирает карточки и говорит, где растет этот овощ. Например, «Морковка растет под землей» или «Помидор растет над землей». Также в этом упражнении мы отрабатываем использование в речи сравнительных характеристик. Даем ребенку карточки двух овощей и просим сравнить; он, глядя на них, говорит, что «морковка растет под землей, а помидор над землей». Таким образом, учим строить простые предложения с использованием предлогов и союзов [2, 3].

В процессе исследования предметов обязательно включаем словарные упражнения: на подбор синонимов. Например, «яблоко красное, спелое, как сказать по-другому, какое оно?» (румяное); на словообразование: у яблока красный бок, как сказать одним словом, какое яблоко (краснобокое); яблоко чуть кислое и чуть сладкое (оно кисло-сладкое). При затруднении показываем схемы (лимон + конфета, красный + жёлтый цвет и т. д.) [5].

На следующем этапе обучения мы вводим схему-модель, по которой ребенок должен самостоятельно выбрать и описать овощ или фрукт (знак вопроса, цвет, форма – геометрические фигуры, размер – изображение большого предмета и маленького, рука – какой на ощупь, язык – какой на вкус, грядка или дерево – где растёт, кастрюля – что можно приготовить).

Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы. После рассматривания схемы предлагается рассказать об овоще, опираясь на образец воспитателя. Описание воспитателя сопровождается движением указки по схеме модели, тем самым дается образец использования модели. Данная схема помогает составить полный последовательный описательный рассказ [6].

В процессе работы мы научились с детьми пересказывать сказки и рассказы, используя в качестве наглядных моделей геометрические фигуры. Подбор геометрических фигур обговаривается с детьми.

На первых этапах работы количество геометрических фигур должно соответствовать числу героев сказки. В дальнейшем предлагаем большее количество фигур, чтобы дети могли самостоятельно выбрать. Выбираем фигуры-заместители и выкладываем их в нужной последовательности. Например, сказка «Репка». Спрашиваем детей : «На какую фигуру похожа репка?», «Какими фигурами можно обозначить дедку, бабку и т. д. ?». Рассказывая сказку, выкладываем геометрические фигуры по порядку. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, отличающиеся по цвету, величине в зависимости от различий между персонажами.

Выбранные предметы-заместители наклеиваем на бумагу, делаем в виде книжек-малышек. Такие книжки дети с удовольствием «читают» друг другу.

Таким образом, введение наглядных моделей в процесс обучения позволило более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, т. е. развивать и совершенствовать связную монологическую речь.

Выводы

Использование мнемотаблиц и тактильных тренажеров способствует формированию связной речи и развитию моторных функций.

В процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети учатся определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.

Мнемотехника и тренажеры воспитывают приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности

У детей воспитывается любовь к природе.

Таким образом, применяя для формирования связной речи и развития моторных функций передовые методы обучения (мнемотехнику и тактильные тренажеры, и адаптируя их применение на практике к потребностям детей с ЗПР - мы оптимизируем свою педагогическую деятельность, тем самым повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности.

Данная работа с дошкольниками способствует не только их подготовке к обучению в школе, но и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Источники информации :

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб: Детство-Пресс, 2005.

2. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

3. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4,1998.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4.

6. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

7. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание, 1990, №10.

8. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2.

Публикации по теме:

Обучение детей последовательному рассказыванию с помощью сюжетных картинокОбучение детей последовательному рассказыванию с помощью сюжетных картинок Обучение детей последовательному рассказыванию с помощью сюжетных картинок Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня.

Развитие связной монологической речи детей 5–7 лет в процессе обучения описанию пейзажных картин 1слайдУспешность социализация детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Умение общаться, излагать свои мысли, в школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование связной речи детей с ОНР с помощью приемов мнемотехники
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 20:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование связной речи детей с ОНР с помощью приемов мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем ирина смирнова (УИ 130394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД