Папки-передвижки

Формирование толерантности в дошкольном возрасте. Консультация для педагогов

Наталья Вахмянина
Формирование толерантности в дошкольном возрасте. Консультация для педагогов

Формирование толерантности в дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс находится в развитии и сейчас, накапливая разносторонние значения, стремится соответствовать действительности.

Публикация «Формирование толерантности в дошкольном возрасте, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Под толерантностью следует понимать качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу.

Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора.

Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать со знакомства с культурой поведения в целом, с воспитания уважения к сверстникам, к взрослым, к родителям.

Очень важно, чтобы ребенок сам рос в атмосфере уважения и принятия его таким, каков он есть, в атмосфере добра и понимания.

В дальнейшем ребенок начинает сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого требуется лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать принцип признания единства и одновременно многообразия человечества, а также воздержания от причинения вреда, так как вред, нанесенный другому, означает вред и для всех, и для самого себя.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении.

Решающим принципом в основе развития ценностей толерантности является принцип диалога. Диалог рассматривается как специфическая форма социального взаимодействия, основанная на равенстве и свободе участвующих в нем сторон, направленная на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций. Особое значение приобретает иное, глубокое понимание диалога такое, как «вненаходимость» (М. М. Бахтин, «слушание-слышание» (А. У. Хараш, «доминанта на собеседнике» (А. А. Ухтомский, «другодоминантность» (Ю. В. Сенько, «творческий акт, порожденный духовной индивидуальностью» (В. Гумбольдт). Диалог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве

Знакомство с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов.

Кроме того, в формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на знакомство с семейными традициями, так как семья является объектом социальной действительности, носителем многовекового опыта, традиций, обычаев.

Воспитание личности, обладающей толерантной ментальностью, является одной из важнейших проблем современности в связи с глобальными переменами и неравновесностью мира, в котором они протекают, поэтому развитие толерантности по отношению к иным культурам, к иным способам жизни в личности подрастающего поколения становится актуальным.

Воспитание толерантной личности – это сложный процесс, он осуществляется всей социальной действительность, окружающей ребенка, обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей.

Развитие такой личности требует от педагогов высокого профессионально-личностного уровня развития, знания основ общечеловеческих ценностей мировой и национальной культуры, совокупности профессионально-педагогических компетенций.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении дня толерантностиФотоотчёт о проведении дня толерантности В формировании толерантности у дошкольников я опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности.

Конференция по толерантности в Аппо (Санкт-Петербург) Сегодня состоялась конференция по толерантности. Принимала участие в работе секции "Петербургский дощкольный мир: воспитание толерантности".Выступали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование толерантности в дошкольном возрасте. Консультация для педагогов
Опубликовано: 12 января 2015 в 14:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД