Анастасия Демидова
Формирование традиций семейного чтения в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Многие столетия главным источником воспитания и развития детей являлась книга, а чтение в семейном кругу было одним из любимых видов досуга. Малышам книги читали няни и гувернантки, а когда дети подрастали, их допускали на чтения в кругу взрослых, где затрагивалась уже серьезная литература и поднимались другие темы.
Сейчас такой вид досуга во многом заменили телевизор и компьютер, планшеты и телефоны. Но в последнее время многие психологи стали поднимать тему возрождения семейного чтения. И на это есть несколько причин.
Публикация «Формирование традиций семейного чтения в группе детского сада» размещена в разделах
Во-первых потому, что многие дети сейчас не умеют слушать и слышать взрослых и своих сверстников. Никакие гаджеты не смогут заменить живого человеческого общения между членами семьи. Сидя рядышком с мамой, папой, бабушкой или дедушкой, ребенок получает необходимый ему телесный контакт. Имеет возможность обмениваться эмоциональными впечатлениями о прочитанном с живым человеком и получать реальный отклик на свои ощущения. Читая, взрослый сам выбирает интонацию, тембр голоса, скорость чтения. Он, по сути, разыгрывает небольшой спектакль перед одним слушателем. А ребенок в данном случае является не пассивным потребителем, как при просмотре мультфильмов, например, он сочувствует и сопереживает. И у него есть прекрасная возможность обсудить свои переживания, поспорить, поплакать или посмеяться вместе. Это очень ценно, потому что помогает научиться видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.
Во-вторых, все больше становится детей с нарушениями фонематического слуха. Ведь для его полноценного развития требуется внимание к речи окружающих, направленность на нее и наблюдение за артикуляцией. При взаимодействии с гаджетами эти условия нарушаются. Так как какой бы высокой не была скорость интернета, артикуляция говорящего хоть на доли секунды, но не совпадает с артикуляцией говорящего. А просмотр и прослушивание телевизора фоном, переводит речь в категорию шума. Настоящее живое чтение лишено этих недостатков.
В-третьих, чтение - это не только источник удовольствия, знаний и средство для общения. Это еще и мощный инструмент воспитания. Всегда можно подобрать нужную книгу и ненавязчиво помочь ребенку усвоить определенные правила поведения. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.
Основные правила семейного чтения :
• Книги надо тщательно выбирать. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.
• Читать надо так, чтобы заинтересовать ребенка. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.
Если книга большая (повесть или роман, не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителей. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.
• После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Это не только развивает ребенка эмоционально, но и интеллектуально, расширяет его словарный запас, приучает мыслить, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
В этом году в нашей группе проходят недели семейного чтения в рамках проекта по ознакомлению детей с творчеством русских писателей.
Для начала, мы организовали семейный поход в библиотеку, где в ходе экскурсии дети познакомились с ее устройством, узнали, как появились книги и где они хранятся. У детей и родителей возникло желание стать читателями и многие ребята получили свой первый читательский билет. Далее, мы предлагаем родителям список литературы на неделю. Они читают детям предложенные книги, а в конце недели в группе проходят занимательные викторины. Таким образом, стимул для чтения книг появляется у детей и у родителей. Дети нашей группы с восторгом рассказывают о том, как они читали вместе с родителями, обсуждают и делятся впечатлениями. Можно сказать, что опыт приобщения к семейному чтению был очень удачным.