МААМ-картинки

Формирование традиций семейного чтения в группе детского сада

Анастасия Демидова
Формирование традиций семейного чтения в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Многие столетия главным источником воспитания и развития детей являлась книга, а чтение в семейном кругу было одним из любимых видов досуга. Малышам книги читали няни и гувернантки, а когда дети подрастали, их допускали на чтения в кругу взрослых, где затрагивалась уже серьезная литература и поднимались другие темы.

Сейчас такой вид досуга во многом заменили телевизор и компьютер, планшеты и телефоны. Но в последнее время многие психологи стали поднимать тему возрождения семейного чтения. И на это есть несколько причин.

Публикация «Формирование традиций семейного чтения в группе детского сада» размещена в разделах

Во-первых потому, что многие дети сейчас не умеют слушать и слышать взрослых и своих сверстников. Никакие гаджеты не смогут заменить живого человеческого общения между членами семьи. Сидя рядышком с мамой, папой, бабушкой или дедушкой, ребенок получает необходимый ему телесный контакт. Имеет возможность обмениваться эмоциональными впечатлениями о прочитанном с живым человеком и получать реальный отклик на свои ощущения. Читая, взрослый сам выбирает интонацию, тембр голоса, скорость чтения. Он, по сути, разыгрывает небольшой спектакль перед одним слушателем. А ребенок в данном случае является не пассивным потребителем, как при просмотре мультфильмов, например, он сочувствует и сопереживает. И у него есть прекрасная возможность обсудить свои переживания, поспорить, поплакать или посмеяться вместе. Это очень ценно, потому что помогает научиться видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

Во-вторых, все больше становится детей с нарушениями фонематического слуха. Ведь для его полноценного развития требуется внимание к речи окружающих, направленность на нее и наблюдение за артикуляцией. При взаимодействии с гаджетами эти условия нарушаются. Так как какой бы высокой не была скорость интернета, артикуляция говорящего хоть на доли секунды, но не совпадает с артикуляцией говорящего. А просмотр и прослушивание телевизора фоном, переводит речь в категорию шума. Настоящее живое чтение лишено этих недостатков.

В-третьих, чтение - это не только источник удовольствия, знаний и средство для общения. Это еще и мощный инструмент воспитания. Всегда можно подобрать нужную книгу и ненавязчиво помочь ребенку усвоить определенные правила поведения. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму. Можно, например, сто раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших братьев меньших обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Основные правила семейного чтения :

• Книги надо тщательно выбирать. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и навсегда потеряет интерес к книгам.

• Читать надо так, чтобы заинтересовать ребенка. Главное, чтобы чтение было неторопливым, внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему вполне можно поручить эту задачу. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.

Если книга большая (повесть или роман, не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителей. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.

• После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Это не только развивает ребенка эмоционально, но и интеллектуально, расширяет его словарный запас, приучает мыслить, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

В этом году в нашей группе проходят недели семейного чтения в рамках проекта по ознакомлению детей с творчеством русских писателей.

Для начала, мы организовали семейный поход в библиотеку, где в ходе экскурсии дети познакомились с ее устройством, узнали, как появились книги и где они хранятся. У детей и родителей возникло желание стать читателями и многие ребята получили свой первый читательский билет. Далее, мы предлагаем родителям список литературы на неделю. Они читают детям предложенные книги, а в конце недели в группе проходят занимательные викторины. Таким образом, стимул для чтения книг появляется у детей и у родителей. Дети нашей группы с восторгом рассказывают о том, как они читали вместе с родителями, обсуждают и делятся впечатлениями. Можно сказать, что опыт приобщения к семейному чтению был очень удачным.

Публикации по теме:

Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май»Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май» Вот и подходит к завершению месяц Май. Поделюсь личным: Май мой любимый месяц года. Нежный! Цветущий! Теплый! Я люблю Май самозабвенно,.

Фотоотчет «Вот и октябрь прошел» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада»Фотоотчет «Вот и октябрь прошел» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» Октябрьская погодка порадовала нас солнышком и теплом! Самое время собирать красивые листья и другой природный материал для поделок..

«Вот и прошел сентябрь» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада»«Вот и прошел сентябрь» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» Помню, когда я была ребенком, дни тянулись очень медленно. Как ни странно, именно летние дни - уж очень хотелось в школу. Думаю, моей (уже.

Фотоотчет о творческой деятельности воспитанников семейного детского сада в рамках проекта «Рыбы»Фотоотчет о творческой деятельности воспитанников семейного детского сада в рамках проекта «Рыбы» В моей семейной группе завершился краткосрочный познавательно-творческий проект "Рыбы". Предлагаю вашему вниманию небольшой фотоотчет.

Фотоотчет проекта «Осень золотая» для воспитанниц семейного детского сада старшего дошкольного возрастаФотоотчет проекта «Осень золотая» для воспитанниц семейного детского сада старшего дошкольного возраста Для воспитанниц моей семейной группы старшего дошкольного возраста я разработала проект "Осень золотая". Девочки-воспитанницы активные,.

Фотоотчет «Вот и прошла зима» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада»Фотоотчет «Вот и прошла зима» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» Добрый день, уважаемые читатели моего блога! Для тех из вас, с кем еще мы не знакомы, спешу представиться. Зовут меня Иванова Наталья.

Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возрастаИндивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже.

Индивидуальный экологический мини-проект «Репка» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический мини-проект «Репка» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста В рамках проекта «Огород», разработанного для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возраста, дети изучают агротехнику.

Конспект ООД «Хозяева Антарктиды» для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возрастаКонспект ООД «Хозяева Антарктиды» для воспитанников семейного детского сада старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Задачи: - развивать познавательный интерес:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование традиций семейного чтения в группе детского сада
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 16:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование традиций семейного чтения в группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Демидова (УИ 82670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД