Антонина Кононова
Формирование у старших дошкольников лексико-грамматических категорий с помощью дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у старших дошкольников лексико-грамматических категорий с помощью дидактических игр и упражнений
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В настоящее время довольно много встречается дошкольников с нарушениями лексико-грамматических категорий.
Публикация «Формирование у старших дошкольников лексико-грамматических категорий с помощью дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Нарушение лексико-грамматических категорий является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими.
При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.
Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания.
Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматических категорий. Формирование лексико -грамматических категорий – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение деятельности, то здесь можно добиться значительных результатов. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
Таким образом, нарушение лексико-грамматических категорий ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Актуальным моментом становится решение этой проблемы через дидактическую игру, как основного вида деятельности старшего дошкольника. У дидактической игры две цели : одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокую результативность в формировании лексико-грамматических категорий. Решение данной проблемы напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе.
В дидактической игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает их по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Дидактические игры способствуют : сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации);
усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка; выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению;
обеспечивают многократное повторение ими речевого материала;
тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. «Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого» (А. С. Спиваковская) .
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал, продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется, кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).
Игру надо проводить непринужденно, в игровой форме, не пользуясь сложной грамматической терминологией.
Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:
- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
-игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Можно использовать следующие игры и упражнения с лексико-грамматическим содержанием :
- «Один-много», «Мы волшебники немного – был один, а стало много», «Лови и называй», «Слово – слова – много слов» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах);
- «Назови ласково», «Большой - маленький», «Подумай и назови» (образование уменьшительно-ласкательных существительных);
- «Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).
- «Кто у кого?», «Назови детёныша», «Назови детёнышей» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
- «Папа, мама, я», «Назови семейку» ( дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
- «Чей хвост?», «Чей след?», «Чьи лапы?», «Чья голова?», «Найди свою одежду», «Невиданный зверь» (образование притяжательных прилагательных).
- «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша»; «Назови ветку (лист)», «Вкусное варенье», «Весёлый повар», «Скажи какой?» (образование относительных прилагательных).
- Шуточная игра «Ехали мы, ехали.» (дифференциация глаголов с приставками).
- «Что из чего?», «Угадай, чьи это вещи?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
- «Кому что дадим?», «Кому нужны эти вещи?», «Подарки» (закрепление формы дательного падежа существительных);
- «Кто где живет?», «Помоги животным найти свой домик» (закрепление формы предложного падежа существительных);
- «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
- «Давай посчитаем», «Сосчитай до 5» (согласование числительных с существительными);
- «Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
- «Какого цвета?» (согласование прилагательных с существительными в роде, числе);
- «Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе);
- «Скажи наоборот» (образование слов-антонимов);
- «Котёнок и кресло», «Переставь мебель», «Найди место» и др. ( закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА)
Хорошо использовать элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте, что повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям
выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.
Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
Дидактические игры развивают речь детей; пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.
Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов. Применение игровых средств в непосредственно-образовательной деятельности в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры в непосредственно-образовательной деятельности обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала, делает её более живой, интересной, результативной.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы по формированию грамматического строя речи.