Татьяна Валюк
Формирование у воспитанников предпосылок УУД при организации образовательного процесса (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Регулятивные действия
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата, его временных характеристик); контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение дополнительных корректив в план и способ действия); оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий.
Какими же способами можно сформировать регулятивные универсальные действия?
Публикация «Формирование у воспитанников предпосылок УУД при организации образовательного процесса (продолжение)» размещена в разделах
На уровне дошкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Для его совершенствования используют различные игры и упражнения («Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия» и др.). Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков - это создает дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности, то есть в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новый уровень обучения - поступлению в школу.
Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций. Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешенное противоречие. Поэтому именно проблемные ситуации - эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получить в результате?». Эта работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и другие, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
У каждого ребенка должен быть сформирован первичный элементар-ный образ мира и отношение к нему должно быть: познавательным - «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»; бережным - «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»; созидательным - «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Познавательные универсальные учебные действия
- это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта, синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам, сравнения (выделение признака из целого ряда предметов, сериации (установление последовательных взаимосвязей, классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно-следственных связей.
Развитию познавательной активности и интересов старших дошколь-ников, на основе которых и формируются познавательные универсальные учебные действия, нужно уделять серьезное внимание. Важна роль книги как источника новых знаний, из которой можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.
Интересна игра «Следопыты», где воспитатель использует прием моделирования для нахождения неизвестного предмета, а также закрепляет с детьми их умения соотносить свои игровые действия с предложенным планом.
Результативным способом формирования познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов.
Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков; кодовые замки для решения игровой ситуации (шифровка чисел); логические цепочки «Продолжи ряд», в основе выполнения которых лежит сериация, нахождение закономерности. Игры «Найди фигуру», «Где спрятана простая фигура», способствуют умению вычленить из сложной фигуры заданную простую. Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с детьми способствует повышению уровня заинтересованности детей. Для совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умо-заключения. На одних и тех же рисунках сначала найти одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием. Дети очень любят словесные головоломки (Вова решает задачи лучше, чем Коля. А Коля лучше, чем Миша. Кто решает лучше всех? - Вова). Эти головоломки могут быть как на сравнение, так и на различие и совмещение, и на отрицание тоже. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения. Используется игра «Составь целое из частей». Ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчленено воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.
Коммуникативные универсальные учебные действия детей
Такие умения, как умение встать на позицию партнера в выполнении действий в игре, в общении, в продуктивной деятельности (рисовании, ап-пликации и пр., в трудовой деятельности воспитанников, развивают умения детей действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку, работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями.
Способы формирования коммуникативных универсальных учеб-ных действий у старших дошкольников.
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.
Эффективным способом формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Игры, направленные на формирование универсальных учебных действий у дошкольников.
• «Эхо»
Коррекционная задача. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Содержание игры.
1. Послушай и повтори отраженно слоги, слова, фразы.
2. Послушай слово и повтори последний слог (ударный слог, ударный гласный звук).
3. Послушай предложение и повтори последнее слово или любое за-данное по порядку.
4. Послушай текст. Запомни и назови предметы одежды, или фрукты, или слова с заданным звуком.
• «Слушаем, говорим»
Коррекционная задача. Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти.
Содержание игры.
1. Прослушай слоговую дорожку и повтори её.
2. Прослушай ряд слов, повтори их.
• «Наоборот»
Коррекционная задача. Развитие слухового восприятия и внимания.
Содержание игры.
1. Замени в словах первый (последний) звук на заданный. Например, первый звук на звук [б] : кочка – бочка, санки – банки и т. д.
2. Измени место ударения в слове: замок — замок, полки – полки и т. д.
3. Замени в словах звук [ш] на [ж] (работа с парными гласными и со-гласными звуками, с акустически близкими звуками).
4. Замени последний твёрдый (первый, третий в слове) звук на парный мягкий (был – быль, банка – банька, был – бил, угол – уголь, мел — мель).
• «Хлопни в ладоши»
Коррекционная задача. Развитие слухового восприятия и внимания.
Содержание игры.
Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук.
Формирование умения слушать и слышать друг друга
• «На ком оборвётся?»
Коррекционная задача. Развитие слухового восприятия и памяти.
Содержание игры.
Запомни и повтори все слова, которые услышал.
Один ребёнок называет слово, Вы повторяете это слово и называет своё, не связанное с первым по смыслу. Ребёнок вновь повторяет первое слово, второе и добавляет своё и т. д.
• «Дополни предложение»
Коррекционная задача. Развитие умения распространять предложение.
Содержание игры.
Послушай предложение и дополни его подходящим по смыслу словом: «дрова рубят… (топором). Суп едят (ложкой)»
• «Вырасти предложение»
Коррекционная задача. Развитие умения распространять предложение.
Содержание игры.
Послушай предложение, добавь в него своё слово, подходящее по смыслу. Игра с перекидыванием мяча. Каждый, кому достаётся мяч, должен добавить в предложение новое слово, не изменяя и не убирая уже имеющиеся слова. Например: Рома рубит… Рома рубит дрова… Рома рубит дрова топором… Рома рубит дрова острым топором…
Таким образом, в формировании универсальных учебных действий дошкольников, необходимых для дальнейшего обучения в школе, применяются «специфически детские виды деятельности» : разнообразные игры, конструирование, трудовая, изобразительная деятельность, общение, исследовательская деятельность дошкольников.
Развитие универсальных учебных действий у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин учащимися школы.