Елена Васильевна Алексеева
Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование начал экологической культуры – это становление у детей осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. И задача взрослого – помочь открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы, помочь ему накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений. Использование проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников считаю наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Работу по воспитанию экологической культуры рекомендую строить по трем направлениям:
1. Естественно-научное направление, цель которого – в передаче знаний об окружающем, о природе, развивая экологическую культуру в единении человека и природы;
2. Эмоционально-чувственное развитие детей, цель которого – в развитии чувства прекрасного, умения восхищаться окружающим миром, видеть красоту и гармонию природы, выражать свое отношение с помощью поэзии, музыки, художественной литературы;
3. Эколого-валеологическое, цель которого – пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к здоровому образу жизни, воспитывать привычку заботиться о своем здоровье. В организации проектной деятельности мы выделяем следующие этапы:
- Целеполагание: педагог помогает детям выбрать и установить посильную для них задачу на определенный отрезок времени.
- Разработка проекта : планирование деятельности, сбор информации, подбор материалов, оборудования, обучение навыкам новой деятельности.
- Выполнение проекта – реализация практической части проекта.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В начале работы над любым проектом изучаем саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу. При составлении плана работы над проектом поддерживаем детскую инициативу. Стараемся заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаем его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаём игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводим детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваем тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. В работе над проектом соблюдаем принцип последовательности и регулярности, создаем атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. В совместную работу над проектом вовлекаем родителей ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса нашей группы явились проекты :
«Подкормите птиц зимой». Начался он после того, как дети решили помочь птицам перезимовать. Вместе с родителями изготавливали кормушки, рисовали плакаты, сочиняли частушки, готовили корм для птиц.
«Народный календарь осени». Цель этого проекта – знакомство с осенними приметами и праздниками – узнать, наступила ли осень в природе и в городе. Мы квасили капусту, стряпали угощение, а завершением были посиделки с родителями.
«Эксперименты на кухне» вместе с детьми активно участвовали родители. Все опыты выполнялись дома, а затем в группе показывали свой результат.
«С грядки на стол» было проведено ознакомление детей с овощами и витаминами, которые в них содержатся. Дети начали разбираться в огородных культурах, научились отличать их друг от друга, выучили особенности ухода. Радовались получаемым плодам, приносили домой, показывали, даже рассказывали о них соседям.
В ходе реализации разработанных проектов у воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься элементарными экологическими проблемами. Дети активны в стремлении заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, но направленными на решение одной конкретной задачи. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике.