МААМ-картинки

Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами

Любовь Савельева
Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами

Дети старшего дошкольного возраста знакомы со словом "деньги", они слышат его от взрослых, по телевизору и из других источников. Внешний вид денег детям так же знаком, родители часто берут их в магазин, а ближе к школе дети самостоятельно могут сходить в магазин за мелкими покупками. Так же взрослые разрешают забрать сдачу ребёнку, говорят о том, что можно положить в копилку, и накопить на что - то более дорогое по стоимости.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами» размещена в разделах

Некоторые дети знают не только денежные знаки России и но и других стран (тенге, доллар, евро). Как правило, это связано с путешествием детей с родителями, сообщениями по ТВ о котировках валют и из разговоров со взрослыми.

Таки образом, к 6-7 годам у детей уже сформированы определённые знания о деньгах, которые нужно систематизировать и обобщить, помочь им усвоить элементарные арифметические действия с деньгами.

Так же необходимо научит детей правильно обращаться с деньгами, т. к. переход на ступень школьного образования неизбежно приведёт к более большему числу операций с деньгами : покупка еды в столовой, оплата проезда и т. п.

Знакомство детей дошкольного возраста с деньгами происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Рассмотрим примерные образовательные программы по формированию элементарных математических представлений в части формирования основ финансовой грамотности. Приведем в качестве примера соответствующие выдержки из некоторых программ дошкольного образования.

«Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет)».

«Для расширения представлений об … объектах окружающего мира педагог … знакомит с деньгами…».

«Содействовать …овладению знаниями … о монетах…».

«Формирование на основе знания о числах и цифрах необходимых представлений и навыков, способных помочь ребенку в позитивной социализации: … деньги, покупки в магазине;…».

«По мере взросления ребенок учится применять имеющиеся математические знания для решения проблем своей повседневной жизни, понимает, как можно … посчитать деньги …», «ребенок учится … пониманию смысла числа как символического выражения … денежной суммы; процессу измерения и сравнения … денежных сумм.»

Решение данных программных задач является предподготовка детей к решению более сложных задач финансового характера, таких как купля- продажа и др., где возникают понятия цена, стоимость, количество. Задачи расчётного характера по деньгам и финансам есть также и в курсе средней и старшей школы, а так же в ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Именно по этому, основы финансовой грамотности должны изучать я уже в дошкольной образовательной организации, как одной из ступеней образования.

Изучение пособия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе, обучающихся по программе «От рождения до школы» показало, что на семи занятиях (четыре в декабре, по одному в январе, феврале и марте) детей знакомят с монетами и арифметическим операциям над ними. Рассмотрим более подробно систему работы. Из восьми занятий в декабре первые четыре касаются вопроса изучения денег.

В силу того, что ведущей деятельностью детей является - игровая, то в образовательных программах мы находим следующее. «Учить детей пользоваться математическими представлениями для структурирования социальных ситуаций, используя в речи понятия: «делить», «меняться»; «Сколько хочешь взять себе и отдать: больше, меньше, поровну, одинаково?»; опирается на эти понятия в играх с деньгами, например в магазин и др. …». Для осуществления игровой деятельности не только во время занятий, но и в свободной деятельности детей необходимо разместить в математическом уголке принадлежности для сюжетно-ролевой игры «Магазин» : кассовый аппарат, ценники, предметы (или их изображение на карточках) для купли-продажи, наборы моделей денег. При этом считаем важным учитывать современные цены и обращать внимание на соответствие между предметом и его стоимостью. При неверном формировании представлений о действительной стоимости товара могут возникнуть конфликтные ситуации между родителями и детьми при просьбе детей совершить покупку и отказе родителей с мотивацией дороговизны и отсутствия нужной суммы денег. В настоящее время учет соответствия товара и его стоимости может вызвать затруднения в связи с высокими ценами и программными задачами, рассмотрим их. Программа «От рождения до школы» : счет в пределах 20 без операций над числами; состав числа в пределах 10; раскладывание числа на два меньших и составление из двух меньших большего в пределах 10 на наглядной основе.

«Детский сад - Дом радости» : овладение знаниями о составе числа из двух меньших чисел - до 20. «Диалог» : «Формирование у детей первых математических представлений, обучение счету и элементарным вычислениям в пределах небольших чисел (десяток, два десятка, сотня – в зависимости от особенностей конкретных детей и образовательных групп…».

Организуя сюжетно - ролевую игру "Магазин" необходимо в качестве ценников использовать реально приближенных значения цены к действительности, что бы не вводить их в заблуждение. Это конечно, немного сложно, но возможно. В качестве денег, как правило, используются модели денег.

Составлять для детей игровые упражнения с нынешними ценами сложно, однако возможно. Рассмотрим типовые задания с деньгами для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задания необходимо выполнять, используя модели монет.

Покажи монету достоинством 2 рубля. Как можно разменять два рубля? Что можно купить на 2 рубля? (аналогично для 5 и 10 рублей).

У мальчика в кармане по одной монете достоинством 1, 2 и 5 рублей. Сколько денег в кармане у мальчика?

Толя решил каждый день бросать в копилку по одной монетке достоинством 1 рубль. Сколько денег он накопит за 4 дня?

У Кати две монеты по 1 рублю, у Васи одна монета достоинством 2 рубля. У кого больше денег?

У Оли одна монета достоинством 5 рублей, а у Миши две монеты по 2 рубля. У кого меньше денег?

Валя покупает в магазине шариковую ручку за 8 рублей. У неё 10 рублей одной монетой. Сколько сдачи денег должен дать продавец Вале, и какими монетами он может это сделать?

Белый мел стоит 3 рубля. Какими монетами можно за него заплатить? (Приведите два варианта набора монет).

Линейка стоит 7 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?

Набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?

У девочки в кошельке монеты: 1 рубль, 1 рубль, 2 рубля, 2 рубля, 5 рублей. Хватит ли ей денег купить глазированный сырок за 10 рублей?

В магазине продаются: обложка для тетради (1 шт.) – 2 рубля, мел цветной (1 шт.) – 4 рубля, пластилин (1 брусочек) – 4 рубля, тетрадь двенадцати листовая –7 рублей, линейка – 7 рублей, ручка шариковая – 8 рублей. У тебя 5 рублей, что ты сможешь купить и останутся ли у тебя деньги? (А если у тебя будет 8 рублей, 10 рублей).

На сегодняшний день тема денег очень волнует детей, она для них очень интересна, соответственно и занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами финансов вызывает интерес у детей.

Родители же отмечают, что дети начали осваивать счёт именно на примере денег. Формирование основ финансовой грамотности позволит им углубить элементарные математические представления о числе, его количественном составе, сравнении чисел и множеств, понять функциональную зависимость между величинами цена, количество, стоимость, решать задачи, логически мыслить, рассуждать. Все это будет направлено на применение математических знаний в повседневной жизни, способствовать установлению преемственности в обучении математике между детским садом и школой, подготовке к обучению в школе.

Список литературы

1. Вендина А. А., Малиатаки В. В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции 26 - 27 декабря 2014 г. – Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований». 2014. – С. 31-34.

2. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н. М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.

3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

5. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений : Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.

6. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И. Е. Федосовой. - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 368 с.

7. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ДИАЛОГ» / Под редакцией О. Л. Соболевой, О. Г. Приходько. – М. : ДРОФА, 2013. – 479 с.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами
Опубликовано: 10 марта 2021 в 06:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД