Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Валентина Титова
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей. Особая роль математики заключается в умственном воспитании и развитии интеллекта. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Поэтому, математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования и реализуется в трех основных направлениях:

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• овладение содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность (формирование представлений о числе, количестве, отношениях, величине, пространстве, времени и способах их познания, оперирования ими; осознанное формирование счетных, вычислительных и аналитических навыков).

• Развитие элементов понятийного и эвристического мышления, поисковой деятельности

(на основе формирования развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами, развитие умственных действий).

Формирование культуры учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности (на основе овладения предпосылками учебных навыков, понятия и постановки учебно-познавательной задачи, развития операционных и регулятивных компонентов учебной деятельности).

Работая по программе «Детский сад 2100», которая направлена на развитие логического мышления ребенка, подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения на основе этих связей. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Поэтому формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста проходит через организацию таких видов деятельности, как:

• проведение непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе разработанной рабочей программы, где указываются цель, задачи, методы.

Основной путь организации обучения математике просматривается через партнерские отношения с воспитателем и сверстниками во время занятия (обучения) и совместное решение проблемно-познавательных задач. Важно не навязывать ребенку готовых знаний, а указывать пути их приобретения, не подавлять детей, а поддерживать их, создавать такие ситуации, в которых дошкольники ощущали бы радость новых открытий.

• индивидуальную работу с детьми.

• самостоятельную деятельность детей в центе «Познавательное развитие». Здесь расположены шахматы, шашки, лото и доступны для детей следующие дидактические и настольно-печатные игры:

- «Математическое лото»;

- «Числовые домики»;

-«Цифры»;

-«Фигуры вокруг нас»;

-«Математический поезд» и др.

В работе с детьми воспитатели используют проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры. В играх актуализируем интеллектуальный опыт, конкретизируем представления о сенсорных эталонах и свойствах предметов, совершенствуем умственные действия, которые повышают познавательные интересы дошкольников.

• организацию сюжетно-ролевых игр, такие как «Магазин», «Космонавты», «Моряки».

• опытно-экспериментальную деятельность. Здесь дети сравнивают предметы по длине, ширине, высоте, массе с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т. д.); о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» включен в образовательную область «Познавательное развитие», которая интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Работая воспитателем в детском саду, наблюдаю, что у детей подготовительной к школе группе совершенствуются математические представления, которые формировались в предыдущие годы - счетные, измерительные, вычислительные, аналитические навыки находят применение не только в репродуктивных, но и в заданиях поискового и творческого характера. Значительно расширяется мыслительная деятельность ребенка. Дети самостоятельно классифицируют предметы, выделяя заданное свойство, объединяют объекты по выделенному основанию, используют обобщённые понятия о свойствах, применяют общие способы при решении познавательных задач. Совершенствуются возможности детей при планировании заданий, аргументировании выбранного способа и описании полученного результата. Дошкольники овладевают алгоритмом деятельности, который складывается постепенно: от широких, развернутых практических действий к проговариванию порядка действий вслух, к проговариванию про себя, в уме.

В работе с детьми седьмого года жизни новым и привлекательным для них становится решение простых арифметических задач. Решение задач становится своеобразным показателем математической подготовки : ребенок учится рассуждать, доказывать, сопоставлять и оценивать. Главное научить дошкольника мыслить и анализировать при решении задачи, развивать у него умение аргументировать свой выбор математического действия. Понимание взаимозависимости части и целого лежит в основе обучения решению простых арифметических задач. Подготовить ребенка к осознанию вариативности при решении арифметических задач целесообразно еще на ступени дошкольного образования.

Знание – не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, воспитание у ребенка интереса к математике и уверенности в том, что он способен постигать ее законы.

Так называемый отвлеченный счет в пределах 10, 100 и других чисел свидетельствует о том, что ребенок испытывает интерес к области чисел, и это хорошо. При этом мы уделяем внимание на осознание принципа образования двузначных и многозначных чисел.

В подготовительной к школе группе усложняются задания по ориентировке в пространстве посредством увеличения количества предметов, между которыми надо определить пространственные отношения, изменения их расположения, расширения площади ориентировки. Совершенствование пространственных ориентировок подводит детей к возможности выполнения заданий на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях.

Дети моей группы с удовольствием проходят лабиринты, самостоятельно рисуют «карты сокровищ» и используют их для сюжетно-ролевых игр, с интересом играют в шашки.

Цель данной работы – совершенствовать умение ориентироваться на плоскости при движении на листе бумаги в заданном направлении, выделять заданную строку и отдельную точку на ней, знать расположение строки относительно других строк, расположение точки относительно различных ориентиров, формировать умение находить заданную точку по ориентирам, соединять точки, понимать выражения «верхняя строка», «нижняя строка», «отступить вправо, влево, вниз, вверх».

Временные ориентировки, так же, как и пространственные, развиваются постоянно – от рождения до поступления в школу. Они позволяют ребенку сформировать чувство времени, укладываться в определенные отрезки времени, отведенные на игры, бытовую деятельность, занятия. При формировании у детей чувства времени необходимо показать необратимость времени, учим детей беречь и ценить его. Развитое чувство времени, позволяет детям быть более организованными.

Временные ориентировки и соответствующую лексику закрепляем в повседневной жизни и при знакомстве с окружающим миром. На занятиях по математике у детей седьмого года жизни совершенствуются представления о днях недели и месяцах, их очередности, представления о цикле недели, года.

В результате работы дети могут:

называть числа от 1 до 10;

продолжать заданную закономерность;

производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева-направо, вверху-внизу, впереди сзади, близко – далеко, выше-ниже, раньше, позже, вчера-сегодня-завтра.

сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением, так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т. д.)

распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

объединять группы предметов (части) в целое, выделять части из целого;

составлять простые арифметические задачи по рисункам и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?

моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликации или рисунков из 5-10 деталей по образцу;

ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления посредством «веселой математики» Наука чисел и искусство воли – Вот два ключа магии, которые Открывают все двери Вселенной, - Говорили жрецы древнего Мемфиса. Математика.

Развитие математических способностей на логопедических занятияхРазвитие математических способностей на логопедических занятиях Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 19:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Титова (УИ 100889) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД