тамара васильева
Проект по формированию знаний о родном крае «Путешествие по лесам Новосибирской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных экологических знаний о родном крае, через педагогический проект «Путешествие по лесам Новосибирской области»
Выполнила: Васильева Тамара Александровна
Воспитатель I квалификационной категории
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов – Никитов.
Публикация «Проект по формированию знаний о родном крае „Путешествие по лесам Новосибирской области“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Магазин. Профессия продавец
- Новосибирская область, Новосибирск
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Актуальность введения экологического воспитания с 3 до 6 лет заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Любить природу недостаточно, нужно еще и понимать насколько все в природе взаимосвязано.
На основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы разработала педагогическую диагностику, включающую вопросы по изучению знаний детей о флоре и фауне родного края. Приложение №1 Диагностика помогла выявить знания и представления детей о диких и домашних животных, чем они питаются, где живут и обитают. Какие деревья растут в лесах Новосибирской области т. д.
Высокий уровень знаний был выявлен у 20% детей, они отвечали самостоятельно на вопросы, могли сформулировать выводы; 50% детей – отвечали на вопросы с помощью воспитателя; 30% детей с низким уровнем знаний- дети затруднялись ответить на вопрос. Приложение №2
Проведённое педагогическое диагностирование позволило определить дальнейшее направление в работе по экологическому образованию и воспитанию моих детей. Как показали опросы, у многих воспитанников существует стереотип: хищные животные плохие, злые, и они не нуждаются в нашей защите.
В процессе диагностики детей пришла к выводу, что необходимо сформировать у детей понимание необходимости существования всех живых организмов на Земле, независимо от симпатий и антипатий, их взаимосвязи между собой и средой обитания.
Для создания у детей представлений о необходимости существования всех организмов на Земле поставила для себя цель: создание образовательного развивающего пространства в группе для ознакомления детей с природой и животными Новосибирской области.
Для реализации данной цели определила следующие задачи:
• Формировать элементарные экологические знания о родном крае, через дополнительный материал о животном мире Новосибирской области.
• Ориентировать детей на принятие и разработку своих новых правил поведения в природе, через беседы, «письма для животных», «письма - ответы от животных», «информационные доски».
• Способствовать развитию личностных качеств, связанных с умственными и познавательными способностями, через беседы, занимательные игры, конкурсы.
• Развивать познавательный интерес к миру природы Родного края, отражая это в художественно-продуктивной деятельности через самостоятельное выполнение отдельных заданий.
• Привлечь родителей для участия в непрерывном образовательном процессе.
В ФГОС дошкольного образования (раздел IV п. 4.6.) говорится о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать и т. д.
Исходя, из требований Федерального государственного образовательного стандарта предполагаю, что у моих воспитанников:
• Будут сформированы элементарные экологические знаний о Родном крае.
• Дети будут знать, применять изученные правила поведения в природе и разрабатывать свои новые.
• Познавательный интерес к миру природы Родного края будет высокоразвит, ребенок сможет отразить это в художественно- продуктивной деятельности.
• Родители станут нашими первыми помощниками и соратниками в непрерывном образовательном процессе.
Определив цели и задачи работы по экологическому образованию и воспитанию детей, наметила направления по совместной исследовательской проектной деятельности :
• Роль развивающей предметно- пространственной среды в экологическом воспитании дошкольников.
• Выбор форм и методов организации совместной и самостоятельной деятельности детей.
• Взаимодействие с семьей.
В своей работе наряду традиционными методами и приёмами организации детей, стараюсь использовать инновационные технологии: портфолио дошкольника, ТРИЗ-технологию, мнемотехнику, ИКТ, проектную деятельность, метод погружения в образы природы, проблемно-диалогическое обучение, личностно-ориентированные технологии.
Составила перспективный план совместной деятельности с детьми и родителями «Письма диким животным Новосибирской области» с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей основанный на принципе повторяемости, в основе которого лежит игровой прием - написание писем. При составлении плана опиралась на разработки по книге Н. А. Рыжовой «Напиши письмо сове».
Полноценная развивающая предметно-пространственная среда для детской деятельности – это по существу старт дальнейшего прогресса общества. Образовательное пространство должно принадлежать детям и взрослым – педагогам и родителям: всем должно быть удобно, уютно, интересно.
У меня возникли первые трудности:
• Как создать единое пространство для развития ребенка в семье и дошкольном учреждении?
• Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как привлечь родителей и сделать их соратниками воспитательного процесса?
• Как наполнить жизнь ребенка не просто волшебной сказкой, а еще и поучительной сказкой?
Все эти вопросы волновали меня. Хотелось вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы, объединиться в совместной деятельности по экологическому воспитанию наших детей.
Ссылаясь на 44 статью ФЗ-273 «Закона об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г., п. 3.2.8. ФГОС дошкольного образования о том, что родители обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, определила для себя формы совместной работы с родителями.
В начале учебного года провела родительское собрание. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, мы познакомили родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении и непосредственно с проектом «Письма диким животным Новосибирской области». Родителей заинтересовал нестандартный, в какой-то степени сказочный и в то же время научный проект, они стали нашими первыми помощниками.
Прежде чем начать писать письма животным, первый учебный месяц – сентябрь мы назвали «Путешествие по лесам Новосибирской области». Разработав систему мероприятий по ознакомлению детей с природой, и происходящими с ней в разное время года изменениями создала картотеку: «Тематические экскурсии и прогулки детей для ознакомления с природой Родного края». Приложение №3
Для наглядного просмотра и знакомства с животными, кому писали письмо, была создана «Информационная березка» с прикрепленными фотографиями детей в виде листочков (дерево – березу сделали целенаправленно т. к. мы из группы «Березка»).
Для каждого времени года от ее кроны отходят по три тропинки: осень – желтые, зима – синие, весна – красные, ведущие к геометрическим фигурам такого же цвета. На геометрическую фигуру наклеивается фотография животного, которому мы будем писать письмо. Приложение №3
Крона самой березы – это атласная лента, которую мы меняем в соответствии со временем года:
• зимой – белая, имитация зимнего дерева укрытого снегом от лютого зимнего холода;
• весной – крона сделана из красной ленты («весна – красна»);
• летом – зеленая, зеленые листья;
• осенью – крона из желтой ленты.
Мы знакомимся с природой Родного края через целевые прогулки, специальные наблюдения за удивительным миром растений, деревьев нашей области, на примере тех, что растут на территории детского сада. Они всегда доступны взору, их можно потрогать, спрятаться под их кроной.
Совместно с детьми мы выбрали два дерева: березу, сосну. И стали вести наблюдение за их жизнью в течение календарного года:
• весенним пробуждением,
• летним цветением,
• осенним увяданием,
• зимним сном.
Дети стали относиться к деревьям как к другу - навещать их, замечать изменения, которые с ними произошли, заботиться о них! Забота превратилась в настоящий урок доброты, рождающий глубокое чувство причастности ко всему, что нас окружает.
В конце месяца совместно с детьми изготовили книгу «Правила поведения в лесу», «Красная книга Новосибирской области». Приложение №3
Вместе с музыкальным руководителем и вторым воспитателем провели праздник «Осень золотая». Родители совместно с детьми изготавливали поделки из природного материала на выставку «Осенняя ярмарка».
В октябре работа строилась с учётом всех требований технологии исследовательских проектов.
Для начала выбрали знакомых животных: зайца, лису, волка, лося, белку. А также малознакомых: рысь, бобра, медведя. «Знакомство» с каждым длилось ровно один месяц: о чём рассказать, что показать детям, дать возможность догадаться самим, используя различные способы обследования, при знакомстве с животными, их повадками, особенностями передвижения, питания.
Для полного ответа на поставленные вопросы использовала интересные для детей формы и методы работы :
• ТРИЗ-технология;
• Написание писем животным;
• Получение «письма ответа от животного»;
• Рисование марок на конверт, применение мнемотехники;
• Познание нового материала через «Информационную доску».
Зрительная память у детей развита хорошо, поэтому для закрепления полученной информации в процессе бесед, рассматривания картинок, просмотра документального видео, о конкретном животном создавалась «Информационная доска» : «Кто я? Чем питаюсь? Кто мои враги?», а так же «досье» на каждого изучаемого животного. Приложение №4
Большие затруднения у нас возникли с приобретением карты Новосибирской области, ее нигде не было. Многие родители пытались разыскать ее в магазинах нашего города, но как говорится: «Кто ищет, тот всегда найдет». Вот и мы смогли отслеживать районы обитания лисы, зайца, волка и т. д. путем наклеивания фигурок животного на карту Новосибирской области. Приложение №4
Для общения с природой создан «Уголок природы», гармонично сочетающийся с «огородом на подоконнике», он не только украшает групповую комнату, но и доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, формирует прочные и осознанные знания о природе, трудовые навыки и умения. Приложение №5
Для содержательного компонента знаний дошкольников с помощью родителей создан «Уголок краеведения». В него входят:
• дидактические игры, самостоятельно изготовленная игра: «Чем питаются и где живут дикие животные родного края»,
• карта Новосибирской области, «ящик ощущений»,
• пособия, альбомы, диафильмы, видеофильмы,
• экологические журналы, картинки, фото животных, позволяющие формировать у детей основы экологической культуры. Приложение №6
Для самостоятельной познавательной деятельности создан «Центр художественно - эстетического развития», где дети имеют возможность отразить полученные впечатления в лепке, рисунке, конструировании из природного бросового материала. Приложение №7
В «Центре театрализованной деятельности» дети с помощью различных видов театра могли перевоплощаться в любого животного (лису, зайца, волка и др.) имитировать их повадки, способы передвижения. Приложение №7
Дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал, когда за понятиями стоят определенные образы. Внимание ребенка привлекает новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы.
Каждая неделя имела свой интегрированный подход в изучении темы месяца.
1. На первой недели мы «знакомились» с животным, обсуждали с родителями и детьми тему месяца. С детьми проводила беседу о том, что мы знаем о животном, что хотим узнать нового. Родители помогали подбирать оборудование, материал, например по теме «Заяц» : приносили картинки, фото животного, игрушки именно белого зайца т. к. заяц начинает готовиться к зиме и происходит сезонная линька животного. Родители и дети получали задание на дом: изготовление поделки по теме месяца. Приложение №8
На «Информационную березку» приклеивали фото животного. Приложение №8
2. Вторую и третью неделю включительно, мы выполняли намеченные задачи: рассматривали картинки, фотографии. Читали научную, художественную литературу, отдавали предпочтение дарованию писателей - природоведов: М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского и др. Смотрели сказки и документальное видео. Проводили сравнение сказочного и реалистического образа, повышая тем самым познавательное, речевое развитие ребенка.
3. На второй недели заполняли «Информационную доску», для этого выясняли, какие особые приметы животного, выявляли какие отличительные особенности, и способы приспособления к окружающей среде. Обращали внимание на «одежду», описывали характер кожного покрова как один из приспособительных признаков для безопасной жизни в своей среде обитания. Говорили о врагах (взаимоотношения живых организмов, в том числе типа «хищник – жертва»). Приложение №8
В самостоятельной художественной деятельности дети составляли «меню для зайца», рисовали самую любимую его еду, ничего лишнего, вкусного для самих детей. Закрепляли знание о том, что еда, которую едят люди, может быть очень опасна для здоровья животного, поэтому предлагать ее нельзя. Приложение №9
4. В начале третьей недели рисовали «марки для письма», дети продумывали то, что будет нарисовано на марке. Это мог быть портрет животного, еда, которую он ест, жилище, где он живет. Когда марки готовы, мы наклеивали их на конверт, и приступали к заполнению адреса.
У каждого животного есть своя «страна» (географическая зона) и своя «квартира» (любимое место обитания, и если написать неправильно адрес, то почтальон будет долго искать получателя, или вообще не сможет его доставить, а значит и мы не сможет получить ответ. Адрес, т. е. место обитания животного, заполняли совместно с детьми в процессе беседы. Например, писали зайцу, который обитает в нашей области, поэтому область Новосибирская, т. к. предпочитает заяц лесостепи, то дети решили, что это будет заяц, который живет возле леса. К тому же он страшный трусишка и всегда прячется в ямку, пищу любит грызть двумя передними зубами. В адресе, куда - на конверте было написано: Новосибирская область, возле леса в ямку. Кому: Зайцу – грызуну из отряда млекопитающих. Приложение №9
5. К концу третьей недели наступает самый интересный момент проекта – написание письма. Составляли коллективное письмо, сидя в кругу. Дети по очереди передавали друг другу мяч и отвечали на такие вопросы:
• Как мы поздороваемся с новым знакомым?
• Что хотите спросить у него? Что хотите рассказать о себе?
• Как попрощаемся?
• Можем ли мы пригласить его в гости? И т. п.
Все ответы детей записывались, составлялось «красивое» письмо, которое вывешивали в приемную, чтобы родители ознакомились с ним. Запечатывали, «относили на почту» и ждали ответа. Приложение №9
6. В конце месяца проводилось сказочное развлечение, на которое в гости «приходило» животное которому писали письмо.
Одно из таких развлечений мы показывали педагогам в рамках проведения единого методического дня. Поделились опытом работы с педагогами и учителями нашей школы.
7. Четвертая «финишная» неделя самая долгожданная, самая необычайная.
Дети получали «письмо-ответ». И сколько удивлений, положительных эмоций доставляло долгожданное письмо! Оно способствовало повышению интереса детей к данной технологии, усиливало познавательное, образовательное и воспитательное значение используемого приема.
При составлении ответа на детское письмо, которое полностью «ложится на плечи воспитателя», я определила, что необходимо придерживаться некоторых положений, правил:
• Составлять ответ на основе научных данных.
• Текст должен быть не только познавательным, но и веселым. Преподносить от имени животного. Письмо должно быть составлено таким образом, чтобы ребенок почувствовал, что не только он писал как равному, но и животное ему – как собрату.
• В конце письма «животное оставляло отпечаток своих лап или свою фотографию». Приложение №10
Ни с чем несравнимую радость испытывали дети получая от животного посылку, в которой он присылал разные вкусности. Посылка от зайца была первая. Это был взрыв эмоций, веселья, блеск в глазах каждого ребенка, что все трудности, вся кропотливая работа просто ничего не значит по сравнению с детской радостью.
Используя данный прием, были «написаны письма» для лисы, волка, лося, белки, рыси, бобра, медведя. Приложение №10
Совместно с детьми участвовали в разнообразных творческих конкурсах, повышая свое самообразование, а так же познавательную, творческую активность детей.
Анализируя проведённую работу и проводя повторную диагностику, с уверенностью могу сказать о высоком уровне знаний детей по экологическому воспитанию: из 23 человек, 21 смогли рассказать о том, какие животные живут в нашем лесу. В процентном соотношении к концу года у детей были следующие результаты: высокий уровень знаний - у 60% детей; 38% - средний; 2% - низкий уровень развития детей. Приложение №11
С уверенностью могу сказать, что элементарные экологические знания о Родном крае, экологическая культура у моих воспитанников сформирована на высоком уровне :
• Практически у всех детей сформирована начальная система знаний об объектах природы, о взаимосвязях между ними.
• У большинства детей сформировано представление о потребностях и системе приспособительных особенностей всех живых организмов к сезонным изменениям.
• Дети приобрели знания о правилах поведения в природе.
• У воспитанников сформированы личностные качества, связанные с умственными и познавательными способностями детей. Сформирован познавательный интерес к миру природы Родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.
• Наши родители с большим энтузиазмом принимают участие в экологических праздниках, викторинах, воспитательно-образовательном процессе.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, ещё остаются не решенными некоторые проблемы:
• не у всех детей сформированы осознанно-правильные отношения к объектам природы;
• не у всех детей сформировано правильное экологическое мировоззрение;
• Не все дети имеют представление о потребностях и системе приспособительных особенностях живых организмов к сезонным изменениям.
Работа по формированию у детей основ экологической культуры будет продолжена апробированными методами и приемами, которые «легли» в основу нашего исследования «Письма диким животным Новосибирской области».
Для продолжения работы «наметила» следующие задачи:
1. Разработать серии комплексных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования игрового приема – «написание писем животным Австралии». Развивать познавательный интерес к флоре и фауне материка.
2. Создать мини-музей «Животные и растения Новосибирска».
3. Организовать кружок «В гостях у тетушки Совы», и привлечь воспитателей из разных возрастных групп, для обогащения экологического опыта.
4. Разнообразить формы работы с родителями для решения задач по данной проблеме. Привлечь их для инсценировок экологических сказок.
«Только когда мы приходим к цели, мы решаем,
что путь был верен»- Поль Валери.
Я пришла к поставленной цели, и с уверенностью могу сказать, что данное направление моей работы гарантирует высокий уровень экологического мировоззрения дошкольника и в дальнейшем дает хорошую опору на успешное обучение в школе!
Самое главное – творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Всем творческих успехов!
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса Н. Е. ПООП дошкольного образования. От рождения до школы. –М. ,»Мозаика-синтез». 2010.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего возраста. - Спб. «Детство-Пресс», 2001.
3. Горькова Л. Г. Кочергина А. В. Сценарий занятий по экологическому воспитанию. – М., «Вако» 2011.
4. Зеньковский В. В. Психология детства. — М. — «Школа — Пресс», 1996. 5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) — СП6. : «Детство — Пресс», 2000.
6. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М., «Просвещение». 2014.
7. Рыжова Н. А. Напиши письмо сове. –М., «Карапуз-дидактика». 2007
8. Рыжова Н. А. «Наш дом — природа». М. — 1998.
9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольныхучреждениях: теория и практика. — М. 1999.
10. Рыжова Н. А. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. — «Линка — Пресс». 1966. иллюстрации (серия «Наш дом — природа»).
11. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. –М., «Мозаика-синтез». 2014.
12. Тарабарина Т. И. Соколова Е. И. И учеба и игра: природоведение. 13. Ярославль. «Академия развития» 1998.
14. Турыгина С. В. Экологический марафон. Ростов н/Д. «Феникс». 2010. 15. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? –М. ; «Гном» 2013