Елена Русак
Формирование эмоционального словаря в игровой деятельности. Дидактические игры и пособия
▼ Скачать + Заказать документы
О. А. новиковская: |
"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" |
Предлагаю вашему вниманию ряд игр, подготовленных мною на мероприятие "Мастер-класс для учителей-логопедов" на МО Вельского района. За основу взяла пять эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх):
Публикация «Формирование эмоционального словаря в игровой деятельности, Дидактические игры и пособия» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2013
1.
Игра
на развитие произвольного внимания и эмоционального воображения.
"Найди две одинаковые эмоции"
2.
Игра "Угадай эмоцию"
(для 2-х участников)
Цель: учить передавать эмоциональное состояние, развивать мимические мышцы лица,воспитывать интерес к разным эмоциям.
Материал: 10 Фишек-эмоций.
Ход игры:
Ребятам предлагается рассмотреть внимательно фишки с эмоциями. Один из играющих закрывает глаза. Другой участник берет любую эмоцию, прячет за спиной и просит другого словом "Угадай" по мимике лица узнать, какую эмоцию он изображает. Тот в свою очередь находит соответствующую эмоцию и старается передать ее настроение.
Примечание: такая же игра может быть использована для развития интонационной выразительности речи. Дети учатся произносить разные предложения по соответствующему настроению эмоции.
3.
Игра"Мой, моя, мое"
Цель: Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с существительными в роде, числе и падеже, обозначающими части тела. Расширять словарный запас по теме "Наше тело". Обогащать речь словами-признаками. Вырабатывать умение отвечать на вопросы полным ответом по образцу. Развивать мимические мышцы лица, способность к описанию частей тела.
Материал: пиктограммы эмоциональных состояний (эмоциональный веер)
Ход игры: ребенок выбирает любую эмоцию. Мимикой показывает ее и с помощью наводящих вопросов педагога ("Какой у тебя рот? Какой у тебя лоб? Какое у тебя лицо? Какая у тебя эмоция? Какое у тебя настроение?") описывает свои части тела, согласуя с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ. Образец ответа ребенка: "У меня веселый рот. - Мой веселый рот. У меня веселые глаза. - Мои веселые глаза. и т. д. (Как правило, дети выбирают только положительные эмоции.) Тогда педагог может предложить по своему выбору эмоцию для статического удержания мышц лица в определенном положении, пока ребенок описывает свои части тела.
НАПРИМЕР: "Мой сердитый сжатый рот", "Мой сердитый сморщенный лоб", "Моя сердитая злая эмоция","Мое сердитое хмурое лицо", "Мои сердитые брови" и т. д. Педагог обращает внимание на то. как трудно удержать злую эмоцию на своем лице. Это потому что зло всегда победимо добром. Попросив улыбнуться,дает ребенку почувствовать, как легко расправились и расслабились его мышцы лица, когда он перестал сердиться. Педагог обращает внимание ребенка на то,что теперь у него "не стало (чего) сморщенного сердитого. лба, сердитого сжатого. рта и т. д. Заканчивать игру следует на позитивных эмоциях радости, удивления, восхищения и т. п.
Для вариации разных игр на развитие эмоциональных состояний и расширение эмоционального словаря предлагаю игры с использованием подготовленных мною пособий
1. "Пиктограммы эмоциональных состояний к игре "Разные настроения"
2. "Эмоциональный веер"
3. Упр. "Какого цвета эмоция"
4. Упр. "Положи фишку-эмоцию на соответствующий цвет настроения"
5. "Эмоциональная снежинка"
6. "Эмоциональный цветик-пятицветик" (можно сделать "семицветик")
7 "Эмоциональные медвежата"
8. Пиктограммы разных настроений к игре "Угадай эмоцию по характеру музыки"
9. Пиктограммы и соответствующие им цветовые "Фонарики" к игре "Угадай по цвету. какая эмоция пропала", "Угадай, какого цвета эмоция (на закрепление цветовых обозначений эмоций, развитие эмоциональной памяти).
Заключение.
Данный материал поможет логопедам оптимизировать процесс коррекции речевых нарушений, дает положительный результат в образовательных областях (ОО Коммуникация и Социализация) педагогического процесса.