Ольга Дикарёва
Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость-знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» (В. В. Зень-
ковский).
Публикация «Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности» размещена в разделах
Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной деятельности дошкольников. Театральная деятельность стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:
• Становление и совершенствование театрализованной деятельности
Влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников;
• Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей.
Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста де-
тей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в группе, способствует активизации эмоциональной отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками.
Понимание сущности и механизмов развития эмоциональной отзывчи-вости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении.
К методам развития эмоциональной отзывчивости А. Т. Злобин относит:
• Смыслораскрывющие методы, позволяющие детям определить
ценность эмоциональных переживаний («Почему она тебе нравится?», «Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.);
• Установки-общение(«Задай вопрос друг другу о его настроении».)
• Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше».)
• Сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга» и др.);
• Знаково-символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки-средства эмоций (рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты и пр., с помощью которых они отмечают своё настроение);
• Мимические маски (детям предлагаются различные мимические изображения, эмоциональные схемы, пиктограммы, с помощью которых они демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные состояния, а также соотносят их с речевыми клише);
• Пантомимические этюды («Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось»,«Страшилки») ;
• Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь, для чего человеку нужны эмоции?», «Расскажи о сказочных героях, которые проявляли такие же эмоции, какие проявляешь сейчас ты» и др.);
• Методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга и т. п. ;
• Игровые методы и др.
Приобщение детей к театрализованной деятельности начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию эмоциональной отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста.
Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, что-бы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.
Для формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников нами разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций, разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников расширился круг понимаемых эмоций, они начали глубже понимать себя и окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим.
Вне занятий педагоги нашего образовательного учреждения активно используют в работе с детьми психологические игры и ритмопластику. Дошкольники привлекаются к играм в уголке ряженья, театрализованным играм, играм-драматизациям, осваивают различные виды театра : театр бибабо, теневой, пальчиковый театр, театр-рукавичку, плоскостной театр.
Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению.
Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.
Опираясь на собственный опыт и работы Л. В. Артёмовой, А. Н. Брызгаловой, Н. Ф. Губановой, Т. Н. Дороновой, Т. Н. Караманенко и других авторов, мы разработали практические рекомендации по организации театральной деятельности детей для педагогов нашего образовательного учреждения.
1. Создать условия для развития у детей театральных творческих способностей:
- Оборудовать зону театрализованной деятельности и «тихий уголок», где ребёнок может побыть один, порепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру.
- В зоне театральной деятельности следует разместить разные виды кукольного театра.
- Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.
- В этой зоне должна быть ширма для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесом для смены декораций.) Маски, костюмы для ряженья, музыкальные инструменты.
2. Продолжительность занятий:
- 10-15 минут – в первой младшей группе
- 10-20 – во второй младшей группе
- 20-25 – в средней группе,
- 25-30 – в старшей и подготовительной группах.
3. Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, затем он становится партнёром по игре.
4. При выборе литературного произведения следует учитывать знания и интересы детей.
5. При распределении ролей надо следовать основным правилам детского театра :
- Каждый ребёнок имеет право на роль;
- Все роли главные
- Роль подчёркивает достоинства и способности ребёнка.
6. Необходимо тесно сотрудничать с родителями, активно привлекать их к участию в театрализованных представлениях и спектаклях.
7. При подготовке спектакля необходимо избегать насилия над детьми, натаскивания, большого количества репетиций.
8. На спектакль желательно приглашать фотографа и видеооператора. Снятый видеофильм помогает детям увидеть себя со стороны.
9. Традицией детского сада должны стать выпускной спектакль и вручение памятных дипломов каждому ребёнку за наиболее удавшуюся ему роль.
Благодаря театральной деятельности наши воспитанники проигрывают множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся чувствовать, думать, сопереживать.