Получи документы

Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы

Светлана Захарова
Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день уважаемые эксперты!

1 слайд

Разрешите представиться – Захарова С. В. Мой стаж работы 6 лет, работаю с детьми раннего возраста, работу свою считаю интересной, важной для формирования личностных качеств каждого воспитанника. Считаю, что для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребенком. Чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в общении со взрослым.

2 слайд

Тема моей презентации

Публикация «Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы» размещена в разделах

«Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы»

слайд

Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского и других. У истоков речевого развития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли знаменитые ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадрина, А. И. Лаврентьева, Л. А. Колунова).

слайд

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В ранний период дошкольного детства происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь.

Поэтому такие образовательные области, как речевое и художественно-эстетическое развитие целесообразно объединить для достижения поставленной цели – формирования выразительной речи через восприятие художественной литературы. Художественно-эстетическое направление предполагает восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирует сопереживание персонажам художественных произведений»

5 слайд

По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой и других педагогов активное овладение способностью передавать в образном слове содержание происходит благодаря освоению средств художественной выразительности речи, в т. ч. произведениями художественной литературы.

Когда в 2014г к нам поступили новые дети, мы внимательно наблюдали за ними, отмечая для себя их умение объясняться при помощи жестов, звуков или слов. Заполнили карты речевого развития. Затем, проанализировав их, выявили следующие проблемы:

Бедность речи, недостаточный словарный запас.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь).

Плохая дикция.

Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и

темп речи.

Потребовалась усиленная работа над речевым развитием детей.

6 слайд

Отсюда была поставлена цель: развивать эмоциональную, выразительную речь детей раннего возраста средствами художественной литературы.

Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:

обогатить словарный запас детей;

сформировать у детей интерес к произведениям художественной литературы;

развивать интонационную выразительность речи;

стимулировать и развивать инициативное и эмоциональное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми.

7 слайд

Ведущей педагогической идеей стала организация работы с детьми по формированию выразительной речи по двум направлениям:

Использование художественной литературы в организованной образовательной деятельности: речевое развитие и чтение художественной литературы.

Использование произведений в совместно-партнерской деятельности и в режимных моментах.

Для системного подхода разработала перспективный план работы с детьми 2-3 лет по ознакомлению с художественной литературой и устным народным творчеством.

8 слайд

Далее представлен деятельностный аспект личного вклада в развитие образования.

НОД:

Перед взрослыми стоит задача по развитию не только разговорной бытовой речи, но и литературной.

Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка. Поэтому художественное слово использовалось во всех видах непосредственно образовательной деятельности.

На занятиях по лепке, рисованию часто использовалось художественное слово как стимул к поисковым действиям, или отклик на затруднительное положение героя, например: «Вышел кот на порог, кот слепил себе пирог, а пока лепил и пек, ручейком пирог утек…» - пожалеем котика, слепим ему угощение. Или «Наша Таня громко плачет.» - давайте нарисуем ей много мячиков.

Использую в работе технологию совместно-партнерской деятельности: в режимных моментах, во время самостоятельной деятельности детей, в содружестве с родителями

Для улучшения детского звукопроизношения предложила родителям комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. Также в течение года я разработала несколько рекомендаций и консультаций для родителей на темы: «Как научить малыша произносить звуки», «Учимся говорить», «Говорите с ребенком правильно», «Использование устного народного творчества в развитии речи детей».

А на стендах выставляется перечень произведений для чтения дома, материал для заучивания наизусть.

Родители активно включились в процесс приобщения детей к художественной литературе и произведениям русского фольклора.

9 слайд

В своей работе я использую следующие методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой.

Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным сопровождением. Я заметила, что очень привлекают детей панорамные книги с 3-D эффектом. Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы подбираем,- яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям.

Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения, приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок на фланелеграфе, использование театральных атрибутов

Также сопровождаю рассказывание показом персонажей настольного театра, би-ба-бо, кукольного,обыгрываю произведения при помощи предметов и игрушек.

Любят ребята, когда в процессе рассказывания прибегаем к конструктивной деятельности. Таким образом можно помочь героям русской народной сказки вылепить бревнышки для нового теремка, а Бабу и Деда успокоить, чтобы не плакали, и подарить им много яичек от Курочки Рябы и т. д.

Малыши пытаются проговаривать слова, фразы. Получают картинку на кубиках, разрезных картинках, выкладывая их с интересом.

Изображения знакомых героев сказок на мягких кубиках, модулях, на рамках, вкладышах приобщают детей к последовательности изложения и логическому построению сюжетного ряда.

Еще очень хороший прием знакомства ребят с литературой это пазлы. Например: я начинаю: «Жили были дед и баба. И.» Знакомая фраза, а дальше? Чтобы заинтересовать, кто же был (жил) у них – «Сейчас мы узнаем» - вносим детали пазла, складываем и получаем героя (колобка, Машеньку, Аленушку и т. д.). Таким способом можно оживить героев сказки «Теремок», «кто сказал мяу» В. Сутеева и т. п.

Часто прибегаю к игре с драматизацией с музыкальным сопровождением.

Также неоднократно я представала в образе бабушки-загадушки, Зимушки-Зимы, Лисички-Сестрички. Это оживляет интерес детей и позволяет им легко и быстро включиться в игру, приобщиться к русскому фольклору.

10 слайд

Большую роль отвожу организации развивающей предметно-пространственной среде. Ее наполнению уделяю большое внимание, Книжный уголок расположила поодаль от игровой зоны, где дети могут уютно расположиться на диванчиках, за столом, просматривая книги, картинки, иллюстрации к знакомым произведениям. Рядом уголок дидактических игр, который пополняется совместно с родителями. Книжный и дидактический материал отбираю особенно тщательно, с учетом его художественных достоинств, доступности содержания детям этого возраста, красочности, выразительности, безопасности.

11 слайд

Работая с детьми по формированию выразительной речи, стараюсь создавать эмоционально благоприятные ситуации, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно художественная литература помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. В ходе НОД часто меняю виды детской деятельности, чтобы предупредить утомляемость, вношу разнообразие, проводя занятия. Система работы с детьми в данном направлении позволяет сделать благоприятные выводы.

12 слайд

Сравнительный анализ показывает уровеньуспешного овладения детьми коммуникативными навыками.

Словарь детей к концу году обогатился новыми словами, оборотами, выражениями

Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

Дети овладели инициативными и эмоциональными навыками общения со взрослыми и сверстниками

Выработалось положительное отношение к режимным моментам

У родителей укрепилось понимание необходимости использования произведений художественной литературы в развитии речи детей

13 слайд

Свои практические достижения адресую педагогам ДОУ, родителям воспитанников, а также всему педагогическому сообществу сети интернет

14 слайд

Для подготовки использовала данный перечень литературы, как отечественной, так и зарубежной.

15 слайд

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Звуковая культура речи. Этап постановки звука (презентация)Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Звуковая культура речи. Этап постановки звука (презентация) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Рылова Анна Юрьевна, я работаю учителем - логопедом в детском саду.

Презентация «Создание здоровьесберегающей среды как средство психоэмоционального развития детей раннего возраста».Презентация «Создание здоровьесберегающей среды как средство психоэмоционального развития детей раннего возраста». Я работаю с детьми раннего возраста вот уже почти 20 лет. Хочу предоставить Вашему вниманию презентацию, которая оформлена в той последовательности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы
Опубликовано: 9 марта 2015 в 13:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Захарова (УИ 318268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД