Светлана Григорова
Формирование эстетических чувств посредством развития театрализованной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, планшеты. Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики, то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. А родители воспитанников в силу своей занятости, экономической ситуации в стране недостаточно уделяют времени воспитанию и развитию своих детей перекладывая все «на плечи» детского сада. А для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Публикация «Формирование эстетических чувств посредством развития театрализованной деятельности в младшей группе» размещена в разделах
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Учеными установлено, что дошкольный возраст является сензитивным к театральному искусству (Л. С. Выготский, а театрализованная игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста.
Театрализованная игра — одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Так же театрализованная деятельность создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, коррегирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Нами сделана подборка различных видов театра : би-ба-бо, пальчиковый, кукольный, плоскостной театр, театр на фланелеграфе. Особенно наши дети любят ростовых кукол нашего мини-музея «По дорогам русских народных сказок».
Наши воспитанники осваивают постепенно разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы-рукавички, куклы за ширмой и на фланелеграфе, а затем начинают осваивать и ростовые куклы в мини постановках по русским народным сказкам.
Театрализованная игра позволяет ребенку раскрыться, он перестает
бояться говорить и стесняться, чувствовать себя уверенно-это же не он говорит, о его герой.
В работе с детьми используем: многоперсонажные игры-драматизации по сказкам о животных и волшебных сказок («Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Теремок» и т. д.); игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»; постановка спектакля по произведению.
За счет освоения театрализованной игры у детей расширяется игровой опыт, связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивные взаимодействия с другими участниками игры. Так же умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.
Для эффективного влияния театрализованной деятельности на развитие детей необходима скоординированная деятельность воспитателя и родителей каждого ребенка.
Родители наших воспитанников находятся не только в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они активно привлекаются к работе над театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.
Так, с помощью родителей наших воспитанников в нашей группе был организован мини-музей «По дорогам русских народных сказок», который непосредственно способствует художественно-эстетическому развитию наших детей в процессе театрализованной игры.
Как и положено настоящему музею у нас есть хранитель. Хранителем музея является кот Баюн (интерактивная игрушка, похожая на живого кота, моргает глазками, мяукает, умывается, переворачивается с животика на спинку и обратно, увидев его дети думают, что кот действительно живой, при прикосновении к нему он начинает мяукать. Бабушка-Забавушка — хозяйка музея (педагог, хозяйка группы, наряженная в традиционный русский костюм, причем костюмы меняются, которая приглашает к себе в гости детей и является ведущей тематических НОД, досугов и развлечений. Также на правах хозяйки музея она приглашает в гости и воспитанников других групп.
В музейной атмосфере ребенок впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям доставшимся нам по наследству, ценностей и норм национальной культуры как в процессе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве так и в свободной деятельности и в ходе образовательной деятельности в режимные моменты.
В музее дети не просто могут услышать русские народные сказки, но и сами принять участие в театрализованной деятельности, так как, имеются разные виды театров и атрибутика к ним и в том числе ростовые персонажи сказок (лиса и колобок, медведь и Маша и т. д., изготовленные при активном участии родителей воспитанников. Знакомясь со сказками, дети имеют возможность познакомиться и с русским бытом, покрутить прялку, заглянуть в русскую печь, потрогать лампадку, чугунки, узнать, как в старину в кадушке замешивали тесто и выпекали хлеб в русской печи. Здесь же воспитанники знакомятся с традиционными элементами русского народного костюма (рубаха, сарафан, какошник, фартук, платок, партки, кушак) и традиционными русскими народными инструментами (ложки, трещетки, рубель, бубен, коробочка, балалайка, гармонь, домра, свирель, сапелка).
Мини-музей помогает в реализации задач образовательной программы детского сада и интеграции разных образовательных областей («Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие») а, также разных видов детской деятельности (изобразительная деятельность : рисование, аппликация; восприятие художественной литературы и фольклора; познавательно-исследовательская деятельность реализация проектной деятельности).
Мини-музей интерактивен и деятельный так, как предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира с учетом возрастных особенностей детей группы. Так же предусматривается организация работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием
нашего региона и других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
А в результате тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников у родителей вырастает интерес к проблемам развития игровой деятельности у детей, родители активно посещают открытые мероприятия, родительские собрания, консультации, и что особенно важно испытывают огромное желание играть с детьми.